Шарль Лебрен

Charles Le Brun

(1619-1690)
О выражении страстей
Доклад мсье Лебрена
Первого художника Короля Франции
Советника и директора Академии живописи и скульптуры

изд. 1698 г. Амстердам.
От проекта к читателю
О художественном таланте господина Лебрена написано много работ. Мы же отметим, что это был человек, обладавший еще одним превосходным талантом — умением принимать правильные решения.
На заре своей карьеры Шарль, не самый титулованный и не самый богатый, получает весьма посредственный пост — художника короля. Звучит гордо, но король еще ребенок, Фронда оспаривает регентство королевы-матери, кардинал Мазарини пока не знает, что ему делать со всем этим беспорядком. Королевский двор беден. Лебрен присягает на верность королю. Пройдет еще несколько лет — и эта инвестиция окупится.

Все, что было сделано в оформлении Версаля при Людовике XIV, выполнено либо по эскизам Лебрена, либо под его контролем. Он долгое время уклонялся от должности директора Академии живописи и скульптуры (главного королевского скальпеля в формировании художественного образа эпохи и монарха), занимая скромный пост советника.

Дьявол кроется в деталях. Советник выступал посредником между художниками (в рамках привилегий звание художника в то время мог получить только член Академии) и знатными заказчиками. Именно Лебрен отвечал за то, какие картины попадут в королевские коллекции и кому достанется государственный или церковный заказ. Именно от советника зависело, будет ли у художника еда на столе и в какой посуде ее подадут.
Такое положение дел делало его самым влиятельным человеком в своей сфере. Одной из его привилегий было право по своему выбору читать лекции и выступать на собраниях. Неудивительно, что каждое его слово для современников было аксиомой. Поэтому, несмотря на довольно наивное представление Шарля Лебрена об анатомии человека, его работы являются ключом к пониманию живописи Большого стиля Людовика XIV.
От издателя к читателю
Поскольку познание человека неизбежно включает познание страстей — этих главных причин движений сердца и всех наших действий, — мы постоянно обращаемся к изучению их природы и симптомов, которыми они выражаются. Философы исследовали их, чтобы научиться подчинять страсти разуму; врачи — чтобы лечить болезни, которые страсти вызывают, изменяя конституцию человеческого тела. Но никто не удосужился изучить страсти с точки зрения живописи, которая должна выразительно передавать все их внешние эффекты.
Мсье Лебрен, столь известный своими превосходными работами, предложил превратить свои исследования в трактат, посвященный его искусству. Работа состоит из простых изображений мимики, но призвана охватить широкое разнообразие выражений. Кратко изложив взгляды ученых на природу и происхождение страстей, автор уделяет особое внимание описанию различных эффектов, отражающихся во внешности человека; что он демонстрирует множеством рисунков, которые он нарисовал сам и которые выражают сказанное им о каждой конкретной страсти.
Он мог бы представить эту работу публике, если бы смерть его не опередила. Однако публика не была полностью лишена ее: рукопись была у разных людей. Но из-за множества ошибок в тексте и отсутствия иллюстраций (часть которых хранится в Королевском кабинете, а часть рассеяна по разным собраниям), мы полагаем, что ценители живописи, знающие цену трудам столь выдающегося человека, благосклонно воспримут настоящее издание. Они увидят, что все доски выгравированы с оригиналов мсье Лебрена или с точных копий; поэтому мы предпочли оставить несколько работ незавершенными, чем добавлять к ним чуждые его авторству элементы.
Также отметим: мы включили несколько вариантов одного выражения страсти (например, презрение, испуг, насмешка),чтобы показать сходные движения в разных аспектах. Есть и изображения, сочетающие несколько страстей (изумление с испугом, гнев со страхом и т.д.). Эти фигуры не имеют подробных пояснений и служат лишь примером того, как такие страсти объединяются и должны выражаться совместно.
Мсье Лебрен написал трактат по физиогномике, но поскольку он дошел до меня недостаточно полным, я ограничусь его сокращением - в ожидании возможности представить его в том виде, в каком он был зачитан в Академии, с иллюстрациями. Этот небольшой образец принесет не много пользы, но даст представление о замысле в целом.
Конференция в Королевской академии живописи и скульптуры

Господа,

На прошлом собрании вы соизволили одобрить мое намерение познакомить вас с Выражениями. Посему прежде всего надлежит объяснить, что сие есть.

Выражение, по моему мнению, есть наивное и естественное подобие того, что должно быть изображено, проникающее во все части картины; ибо без выражения картина не может быть совершенной. Оно обозначает подлинные черты каждой вещи; через него мы различаем природу тел; фигуры обретают видимость движения, и все, что лишь притворяется истинным (уподобляется правде), становится правдою.

Проявляется оно как в цвете, так и в замысле; должно пребывать и в частностях, и в сочленении фигур.

Это, Господа, есть то, на что я старался обратить ваше внимание в прошлых беседах; ныне же попытаюсь показать вам, что выражение лица — та часть, что отражает движения души, делая зримыми следствия страсти.

Поскольку столь многие достойные мужи писали о страстях, скажу лишь то, что уже ими изложено, подчеркивая единственно то, что позволяет понять аспекты, касающиеся нашего искусства — более же для пользы юных учеников живописи, что постараюсь изъяснить с возможной краткостью.

Во-первых, страсть есть движение души, пребывающей в чувственной сфере, кое совершается, дабы следовать тому, что душа почитает для себя благом, или избегать того, что почитает злом; и обыкновенно всё, возбуждающее в душе страсть, побуждает тело к неким действиям.

Истинно, что большая часть страстей души порождает действия телесные; посему нам следует разобрать, какие именно телесные действия выражают страсти и что есть это действие.

Действие есть не что иное, как движение некоей части [тела], и изменение сие происходит лишь через изменение мышц; мышцы же движутся исключительно через нервы, их пронизывающие; нервы же действуют лишь благодаря эфирам (esprits)*, кои содержатся в полостях мозга; мозг же получает эфиры из крови, непрестанно проходящей через сердце, кое разъедает и разрежает ее так, что творит некий тончайший воздух, восходящий в мозг и наполняющий его.

Мозг, таким образом наполненный, отсылает эфиры к иным частям [тела] через нервы, подобные множеству малых нитей или каналов, переносящих эфиры в мышцы — больше или меньше, смотря по нужде для совершения требуемого действия.

Таким образом, [части], действующие усерднее, получают более эфиров и, следовательно, набухают более прочих, ограниченных, кои от сего лишения расслабляются и кажутся более свободными.

Хотя душа и сопричастна со всеми частям тела, существуют различные мнения о том, в какой именно части свершает она свои функции.

Одни полагают, что есть малая железа в средине мозга, ибо часть эта уникальна, тогда как прочие парные: так, имеем мы два глаза, два уха, и все внешние органы чувств двоичны; посему необходимо место, где два образа от двух глаз или два впечатления от единого предмета для двух разных чувств могли бы соединиться воедино, прежде чем достигнуть души, дабы не предстало пред нею два предмета вместо одного.

Другие же утверждают, что пребывает душа в сердце, ибо именно в сей части мы ощущаем страсти. Я же держусь мнения, что душа приемлет впечатления страстей через мозг, но ощущает их воздействие в глубине сердца, и внешние движения [мимики], мною подмеченные, во многом тому свидетельствуют.

Поскольку древние философы различали в чувствительной части души два влечения: влечение-вожделение, чему принадлежат страсти простые, и влечение-раздражение, коему подвластны страсти яростные и составные — ибо желали они, чтобы любовь, ненависть, желание, радость и печаль пребывали в первом влечении, а страх, смелость, надежда, отчаяние и гнев — во втором; другие же добавляют восхищение, относящееся к первой категории, от коего проистекают иные составные страсти, как то страх, смелость, надежда. Не лишне будет сказать нечто о природе сих страстей, дабы лучше познать их, прежде нежели говорить о внешних их движениях. Начнем с восхищения.

Восхищение есть удивление, побуждающее душу прилежно рассматривать предметы, кажущиеся ей редкими и необычайными; и обладает удивление такою силою, что порой устремляет все эфиры к месту, где создается впечатление от предмета, и увлекает душу впечатлением столь сильно, что в мышцах не остается эфиров, отчего тело становится неподвижным, как статуэтка. Этот порыв восхищения рождает изумление, кое может настигнуть нас еще прежде, нежели поймем, подходит ли предмет нам или нет.

Поэтому кажется, что Восхищение сочетается с уважением или презрением — смотря по величию предмета или его ничтожеству: от уважения рождается почтение, а от простого презрения — пренебрежение.

Когда же нечто представляется нам благом, оно рождает в нас любовь; когда же видится злом или пагубным — возбуждает ненависть.

Любовь есть эмоция души, вызванная движениями, побуждающими ее желать соединения с предметами, кажущимися ей подходящими.

Ненависть есть эмоция, вызываемая эфирами, кои побуждают душу желать удалиться от предметов, представляющихся ей вредоносными.

Желание есть волнение души, причиной коего служат эфиры, склоняющие ее взыскать того, что, по ее мнению, ей приличествует; так, человек желает не только обрести благо отсутствующее, но и сохранить благо наличествующее.

Радость есть приятная эмоция души, зиждущаяся на наслаждении, кое она испытывает от впечатлений мозга, представляемых ей как ее собственные.

Печаль есть неприятное томление, состоящее в неудобстве, испытываемом душой от боли или изъяна, передаваемых ей впечатлениями мозга.


Страсти сложные.


Страх есть предчувствие зла грядущего, кое предваряет зло нам угрожающее.

Надежда есть упование на возможность обретения желаемого.

Когда Надежда крепка, она становится Уверенностью; когда же ее иная крайняя степень оборачивается страхом, коей овладевает духом, он превращается в Отчаяние.

Отчаяние есть мысль о невозможности обрести желаемое, вкупе с утратою того, что уже имеется.

Смелость есть движение вожделения, коим душа восстает против зла, дабы бороться с оным.

Гнев есть бурное возбуждение, кое боль и смелость возбуждают в вожделении; им душа, сокрывшись от надругательства в себе самой, восстает против причины вреда, дабы отмстить.

Есть и иные страсти, кои здесь не именуем, довольствуясь изображением на представленных вам иллюстрациях.

Но прежде надлежит рассказать, какие движения крови и эфиров производят страсти простые.

Заметим, что Восхищение не вызывает изменений ни в сердце, ни в крови, как прочие страсти. Причина сему в том, что цель его – не благо или зло, но единственно познание предмета восхищения; посему оно не касается сердца или крови, от которых зависит все благополучие тела.

Любовь, когда она проста, то есть не сопровождается сильной радостью, желанием или печалью, вызывает ровный пульс, бьющийся значительно громче и сильнее обычного. В груди ощущается сладкое тепло, а мясо в желудке переваривается мягко; из сего следует, что страсть эта полезна для здоровья.

Напротив, в ненависти пульс становится неровным и тише, часто учащенным. Мы чувствуем смешанный жар от неких сильных, острых и обжигающих паров в груди, а желудок перестает выполнять свои функции.

В радости пульс ровный и живее обычного, но не столь сильный и громкий, как при любви. Мы ощущаем приятное тепло не только в груди, но и распространяющееся по всем внешним органам.

Когда дело доходит до печали, пульс становится слабым и медленным. Сердце ощущается будто стянутым узами, сжимающими его, и кусками льда, замораживающими его и передающими холод остальным частям тела.

Желание же имеет ту особенность, что возбуждает сердце сильнее иной страсти и посылает в мозг больше эфиров. Оттуда эфиры проникают в мышцы, делая чувства острее, а части тела – подвижнее.

Я описал сии внутренние движения, дабы яснее понять их связь с внешними проявлениями. Теперь же скажу, какие части тела служат для внешнего выражения страстей.

Как упомянуто прежде, душа соединена со всеми частями тела и может ими пользоваться: так, страх выражается бегущим человеком, а гнев – тем, кто сжимает кулаки и будто намеревается кого-то избить.

Но если верно, что есть часть, где душа действует непосредственно (и сия часть – мозг), то столь же верно, что лицо – та часть тела, где чувства души проявляются нагляднее всего.

Поскольку мы уже говорили, что железа в середине мозга – место, где душа воспринимает образы страстей, то бровь – та часть лица, где страсти заметнее всего, вопреки мнению многих о глазах. Правда, зрачок своим блеском и движением хорошо показывает волнение души, но не природу сего волнения. Рот и нос также выразительны, но для обычного наблюдателя они лишь отражают движения сердца, как мы отметим далее.

И поскольку у Души в чувствительной части есть два побуждения (appétits), от коих рождаются все страсти, то и брови имеют два основных движения, выражающих все движения страстей.

Сии два движения, мною замеченные, идеально соотносятся с двумя побуждениями: движение вверх, к мозгу, выражает самые яростные и жестокие страсти. Но скажу, что в движениях сих есть нечто особенное: по мере изменения природы страсти, меняется и форма движения бровей. Простая страсть вызывает простое движение, сложная – сложное; страсть нежная – движение плавное, раздраженная – резкое.


Следует заметить, что поднятие бровей бывает двух видов. Когда бровь поднимается через середину – сие выражает приятные процессы. При этом рот приподнимается по уголкам. Когда бровь поднимается по краям (опускаясь в середине) – сие указывает на телесную боль. Рот же при этом поднимается через середину и опускается по углам (в случае грусти он изгибается уголками вниз).

В смехе все части следуют друг за другом: брови, сходясь к середине лба, увлекают за собой нос, рот и глаза.

В плаче движения сложны и разнонаправленны: бровь опускается к носу и глазам, а рот поднимается к ним.

Еще одно наблюдение: когда сердце угнетено, угнетены и все части лица. Напротив, когда сердце охвачено страстью, разгорячено – все части лица вовлекаются в движение, и особенно рот. Сие доказывает, что именно сия часть лица ярче всего являет движения сердца.

Так, при сожалении рот опускается по углам; при удовлетворении уголки рта поднимаются; при отвращении рот выдвигается вперед и приподнимается в середине.

Вот, господа, что мы будем наблюдать при тех простых эмоциях, кои я обозначил, дабы пояснить вам мои слова.

Esprits * - мы перевели это понятие как "эфиры", чтобы избежать путаницы. Прямой перевод дУхи (дух), но в русском языке есть слишком близкие коннотации с понятием "душа" или "призрак".
Для ясности обратимся к объяснению этого термина современниками автора:
Esprits - Эфиры суть тончайшая и летучая субстанция, рождаемая в мозге. Эта неуловимая субстанция образуется из чистейшей части крови, переработанной жаром сердца. Наполняя мозговые желудочки, эфиры становятся хранилищем жизненной силы. Оттуда, по множеству малых путей, именуемых нервами, они распространяются во все части тела, невидимо перемещаясь по нему.
Истинная их функция - служить телесным посредником души. Ибо когда душа, пребывая в железе в середине мозга, воспринимает образы вещей или желает движения, она направляет потоки эфиров по соответствующим нервам. Достигая мышц, эфиры наполняют их, заставляя набухать и сокращаться, чем и производят всякое видимое действие – будь то движение члена или изменение в лице.
Равным образом, впечатления от внешних предметов, принятые глазами, ушами или иными чувствами, передаются к душе не иначе как через движение эфиров, восходящих по нервам к мозговому ложу. Так эфиры суть незримые вестники, непрестанно носящие вести меж душою и телесной оболочкой, оживляющие плоть и сообщающие ей способность чувствовать и откликаться на движения духа. Чрез их действие и пребывает неразрывная связь между волнениями души и видимыми проявлениями страстей в облике и членах человека.
Изумление
Как уже упоминалось, изумление есть первая и самая умеренная из всех страстей, при коей сердце испытывает меньшее беспокойство.
Лицо при этом почти не изменяется. Если изменения и есть, то лишь в легком поднятии бровей, причем симметричном с обеих сторон. Глаз становится несколько шире обычного, зрачок же, расположенный меж век без движения, сосредоточен на предмете, вызвавшем изумление. Рот слегка приоткрыт, но без искажений, как и прочие части лица. Сия страсть вызывает лишь приостановку движения, дабы дать душе время поразмыслить о действиях и внимательно рассмотреть представленный ей предмет; ибо редкий и необычный предмет при первом же взгляде порождает изумление, а затем – оценивание.

Изумление

Умозаключение (Оценивание)
Оценивание выражается лишь вниманием и сосредоточенностью частей лица на предмете, вызывающем сие внимание. В сём случае брови нависают над глазами, сходясь в сторону носа, причем их внутренние кончики слегка приподняты. Глаза широко открыты, зрачки приподняты. Вены и мышцы на лбу, даже вокруг глаз, кажутся слегка набухшими. Ноздри вытянуты вниз, щеки средне прижаты к челюстям. Рот слегка приоткрыт, уголки поджаты и опущены.

Оценивание

Почитание
Если Почитание, рождено уважением: Брови опущены в положение, описанное выше для Умозаключения. Голова наклонена. Однако зрачки изображены выше, под бровью. Рот приоткрыт, уголки опущены сильнее, чем при Умозаключении. Сие опущение бровей и губ знаменует покорность и уважение души к предмету, коий она почитает высшим. Поднятые же зрачки, кажется, означают возвышенность предмета, достойного почитания.

Почитание

Еще одно почитание
Если Почитание, вызвано Верой: Все части лица опущены ниже, чем в первом случае. Глаза и рот закрыты, дабы показать, что внешние чувства не причастны к сему внутреннему действию.

Другое Почитание

Восторг (Благоговейное Восхищение).
Если же восхищение вызвано предметом, превосходящим познание души (как могущество и величие Божие), то выражение его отлично от предыдущих. Голова наклонена в сторону сердца, брови подняты вверх, положение зрачков сохранено. Склоненная голова, как сказано, знаменует смирение души. Потому глаза и брови, не притянутся железой, возводятся к небу, где, кажется, ищут познания того, чего душа постигнуть не может. Рот приоткрыт, уголки же слегка приподняты, что свидетельствует о некоем восторге.
Если же предмет, сперва вызвавший изумление, не заслуживает уважения, то малое сие уважение обратится в презрение, кое и проявится соответствующим образом.

Восторг

Презрение
Брови сдвинуты и насуплены к носу, тогда как глаза, напротив, приподняты, широко открыты, со зрачком в центре. Ноздри приподняты, рот закрыт, а его уголки слегка опущены. Нижняя губа при этом выглядит надутой и больше верхней.

Презрение

Ужас. Гнушение
Когда же предмет, который мы презираем, вызывает вместо отвращения омерзение, бровь нахмурится еще сильнее, чем в первом случае. Зрачок окажется не в центре глаза, а внизу. Рот будет приоткрыт, однако плотнее сжат в середине, чем в уголках, которые словно оттянуты назад. От сего выражения на щеках образуются складки, цвет лица станет бледным, а глаза несколько светлее. Сие действие сходно с испугом.

Ужас

Испуг
Чрезмерный страх заставляет испытавшего оный сильно приподнять бровь посередине. Мышцы, движущие сими частями, сильно выделяются, набухают и прижимаются друг к другу, собираясь к носу. Нос кажется вздернутым вверх, равно как и ноздри. Глаза должны выглядеть полностью открытыми: верхнее веко скрывается под бровью, белок глаз окружен краснотою, зрачок являет растерянность и располагается ниже обычного. Нижняя часть века кажется опухшей и бледной, мышцы носа и щек также припухли. Мышцы губ отчетливо обозначены и сформированы в виде бугорков по обе стороны ноздрей. Рот будет сильно открыт, скулы резко выражены. Все черты станут отчетливыми, как на лбу, так и вокруг глаз. Мышцы и вены на шее напряжены и выпуклы, волосы встают дыбом. Цвет лица смертельно бледен, как и кончик носа, губы, уши и область вокруг глаз.
Если глаза кажутся чрезмерно открытыми во время сей страсти, то душа использует их, дабы оценить природу предмета, страх вызывающего. Бровь, опущенная с одной стороны и поднятая с другой, являет, что поднятая часть словно желает запечатлеть предмет в мозгу, дабы скрыть зло, кое узрела душа. Опущенная же и кажущаяся опухшей сторона являет эфиры, кои в изобилии исходят из мозга, как бы прикрывая душу и защищая ее от страшащего зла. Сильно раскрытый рот показывает, как сердце наливается прилившею к нему крови, что заставляет его жаждать сделать вдох. От сего усилия рот широко открывается, и воздух, проходя через голосовые связки, образует неясный звук. Мышцы и вены кажутся опухшими оттого, что мозг посылает в сии части свои эфиры.

Испуг

Все предыдущие страсти могут быть возбуждены в нас предметами, к коим мы испытывали уважение или восхищение.

Любовь же, как уже упоминалось, может быть вызвана предметом, представляющимся нам благом и подходящим нам, что и заставляет нас возыметь к нему любовь.

Обычная любовь
Проявления этой страсти, когда она проста, очень нежны и легки. Лоб гладкий, брови слегка приподняты над зрачком, голова наклонена к предмету любви. Глаза могут быть чуть прикрыты, белки их очень яркие и сияющие. Зрачки легко обращены к предмету, немного блестят и приподняты. Нос не меняется, как и другие части лица, которые просто наполнены эфиром: он их согревает, оживляет и придает лицу более яркий и румяный цвет, особенно на щеках и губах. Рот слегка приоткрыт, его уголки немного приподняты. Губы кажутся влажными – эта влага, возможно, вызвана паром, поднимающимся от сердца.

Обычная любовь

Желание
Если присутствует желание, его можно представить так: брови сдвинуты и нахмурены над глазами. Глаза открыты шире обычного, зрачок находится в центре глаза и полон огня. Ноздри втянуты. Рот открыт шире, чем при простой любви, уголки оттянуты назад. Язык может показаться из-под губы. Цвет лица более пылающий, чем при любви. Все это показывает волнение души, вызванное эфирами, которые пробуждают в ней желание к благу, кажущемуся ей подходящим.

Желание

Надежда
Когда мы стремимся к благу и видим возможность его получить, это благо рождает в нас надежду.
Но так как движения этой страсти больше внутренние, чем внешние, скажем о ней кратко. Заметим лишь, что надежда держит все части тела в состоянии неопределенности между страхом и уверенностью. Так, если одна часть брови выражает страх, другая показывает уверенность – и все черты лица смешаны выражением этих двух страстей.

Надежда

Страх
Но если получить желаемое невозможно, страх или отчаяние сменяют надежду. Движения страха здесь: бровь слегка приподнята у переносицы; зрачок сверкает, беспокойно движется и расположен в центре глаза; рот открыт, поджат назад и шире у уголков, чем в середине; нижняя губа поджата. Румянец ярче, чем при любви или желании, но менее красив, так как имеет блеклый оттенок. Губы тоже бледны и суше. Когда же любовь превращает этот страх в ревность...

Страх

Ревность
...она выражается морщинистым лбом, опущенной и нахмуренной бровью. Глаза сверкают; зрачки, скрытые под бровями, обращены к предмету страсти, смотрят на него искоса, как бы противореча другим движениям лица. Зрачок постоянно вспыхивает, наполненный огнем, в то же время глаза и веки бледнеют. Ноздри бледные, широко открытые и более заметные, чем обычно, оттянуты назад, что создает складки на щеках. Рот может быть закрыт, при этом видно, что зубы плотно сжаты. Верхняя губа выступает над нижней, уголки рта оттянуты назад и сильно опущены. Мышцы челюстей напряжены.
Если одна часть лица красновата, другая может быть желтоватой; губы бледные или белые.

От ревности рождается неприязнь

Ненависть
Ревность порождает ненависть; и поскольку ненависть и ревность тесно связаны, а их внешние проявления почти одинаковы, мы не должны искать в этой страсти чего-то совершенно отличного или особенного по сравнению с ранее описанным. После разговора о ревности и ненависти мы можем перейти к печали.

Ненависть

Печаль
Как уже упоминалось, печаль — это неприятное томление, когда душа испытывает неудобство от зла или порока, проникающих в мозг (где она пребывает).
Эта страсть также отражается в выражении лица, которое, по-видимому, указывает на беспокойство мозга и угнетение сердца: брови приподняты по краям выше, чем у переносицы, но ниже у висков; у охваченного этой страстью мутные зрачки, белки глаз желтоватые, веки опущены и слегка припухшие, кожа вокруг глаз бледная, ноздри вытянуты вниз, рот приоткрыт, а его уголки опущены, голова небрежно склонена к одному плечу, весь облик окрашен в землистый цвет, губы бледные и бесцветные.

Печаль

Боль в теле
Но если печаль вызвана острой телесной болью, все выражения лица будут резче. Брови, поднимаясь вверх, сдвигаются ближе друг к другу сильнее, чем при простой печали. Зрачки скрыты под бровью, ноздри также приподняты, подчеркивая складку губ. Рот будет открыт шире, чем в предыдущем случае, и сильнее оттянут назад, что придает лицу некое «квадратное» выражение. Все черты лица будут выглядеть более выраженными и беспокойными в зависимости от силы боли.

Боль в теле (спазм)

Радость
Если же душой овладевает радость, ее мимические движения сильно отличаются от только что рассмотренных. При этой страсти лоб безмятежен, брови спокойно приподняты посередине, глаза немного распахнуты и смешливы, зрачок живой и выразительный, ноздри слегка расширены, уголки рта немного приподняты, цвет лица яркий, щеки и губы карминового оттенка.

Радость

Смех
И если радость переходит в смех, это выражается в том, что брови поднимаются над серединой глаз и сдвигаются к переносице. Глаза почти закрыты, рот открыт, видны зубы. Уголки губ оттянуты назад и подняты вверх, что создает складки на щеках, которые кажутся припухшими и приподнимают глаза. Лицо краснеет, ноздри расширены, глаза могут выглядеть влажными или пролить несколько слез. Эти слезы, будучи совершенно отличными от печальных, ничего не меняют в выражении лица, но лучше всего заметны, когда вызваны болью (от смеха).

Смех

Плач
Что же до плачущего: брови нахмурены, глаза почти закрыты, сильно увлажнены и смещены вниз к щекам, ноздри раздуты, видны все мышцы и вены на лбу. Рот будет полуоткрыт, с опущенными уголками, формируя складки на щеках. Нижняя губа кажется вывернутой и поджатой. Все лицо морщинистое и хмурое, ярко-красное, особенно в области бровей, глаз, носа и губ.

Плач

Гнев
Когда гнев овладевает душой, у охваченного этой страстью красные и пылающие глаза, зрачок блуждающий и искрящийся. Брови то опущены, то внезапно подняты. Лоб сильно наморщен, между глазами появляются складки. Ноздри широко открыты и расширены. Губы плотно прижаты друг к другу, при этом нижняя губа выпячивается над верхней, оставляя уголки рта слегка открытыми, образуя жестокую и презрительную усмешку.
Кажется, будто зубы скрипят, изо рта может течь слюна. Лицо местами бледное, местами натянутое и багровое. Вены на лбу, висках и шее набухшие и напряженные, волосы на висках и шее встают дыбом. Дыхание у такого человека становится прерывистым и тяжелым вместо нормального, потому что сердце угнетено обилием крови, приливающей к нему.
Гнев иногда переходит в ярость или отчаяние.

Гнев

Крайнее отчаяние
Оно может быть изображено человеком, который скрежещет зубами, с пеной у рта и кусает губы. Лоб его изрезан вертикальными складками, брови нахмурены. Глаза горят, налиты кровью; зрачок сбившийся, скрытый под бровью, в нижней части глаза кажется сверкающим и беспокойным. Веки опухшие и синеватые. Ноздри большие, широко открытые, приподняты вверх, кончик носа тянется вниз. Мышцы и сухожилия этой части сильно опухли, как и все вены на лбу, висках и по всему лицу. Верхняя губа напряжена и выражена в районе челюсти. Рот открыт, сильно оттянут назад, шире у уголков, чем в середине. Нижняя губа большая, отвисшая и бледная, как и все лицо. Волосы прямые и всклокоченные.

Крайнее отчаяние

Ярость
Это выражение сходно с отчаянием, но кажется еще более необузданным. Лицо почти черное, покрыто холодным потом, волосы стоят дыбом. Глаза растерянно блуждают, двигаясь противоположно друг другу: зрачок то стремится к носу, то отступает к внешним уголкам глаз. Все черты лица чрезвычайно выражены и припухли.

Ярость

Все прочие страсти также вызывают движения тела, соответствующие их природе. Любовь, Надежда и радость почти не ощутимы в теле, вызывая малые изменения. Печаль проявляется лишь угнетением сердца и лица. Страх (потери) может иметь движения, схожие с испугом: сжатые плечи, руки прижаты к телу, ладони сомкнуты, все части тела сгруппированы, выражая дрожь. Желание может быть отмечено руками, протянутыми к желанному предмету; все тело наклонено к нему, движения кажутся неуверенными и беспокойными. В гневе все движения размашисты и резки, все части тела взволнованы; мышцы кажутся крупнее и напряженнее обычного, вены набухшими. В отчаянии движения схожи с гневом, но более сумбурны; изображается человеком, рвущим волосы, кусающим руки, терзающим себя, мечущимся в бегстве.

Было бы возможно рассмотреть все страсти обстоятельно и по порядку, но, господа, примите этот краткий обзор работы, выполненной мною по желанию монсеньора, нашего покровителя. Считайте его полноценным в меру моих сил и возможностей. Я сознаю, что многие страсти остались неохваченными из опасения утомить вас и злоупотребить вашим терпением. Однако, когда придет моя очередь выступать в этом собрании, я постараюсь рассказать вам о физиогномике и о различных эффектах страстей, порождаемых разнообразием их причин.

Made on
Tilda