Decorative Games: Ornament, Rhetoric, and Noble Culture in the Work of Gilles-Marie Oppenord (1672 – 1742)Профессор Жан-Франсуа Бедар специализируется на теории и практике французской архитектуры XVIII века. Его сфера научных интересов лежит в плоскости реализации социальных традиций и политических воззрений придворного общества в архитектуре, декоре и орнаменте. Он исследовал взаимосвязь между риторикой и архитектурным дизайном, становление понятия «архитектор» и взаимосвязь между архитектурой, орнаментом и модой в "зрелищной" политике Ancien Regime (Старый режим – политический режим во Франции с XV века до революции 1789 года).
Профессор Бедар закончил аспирантуру в 2003 году в Колумбийском университете, где учился на факультете истории искусств и археологии. Его диссертация была посвящена работам французского архитектора Жиля-Мари Оппенора (1672-1742) в частных домах.
Бедар продолжил это исследование в аспирантуре Getty Research Institute по истории искусства и гуманитарных наук, и будучи приглашенным научным сотрудником канадского Центра архитектуры в Монреале и приглашенным научным сотрудником Института истории искусств в Париже.
Книга «Decorative Games: Ornament, Rhetoric, and Noble Culture in the Work of Gilles-Marie Oppenord (1672 – 1742)», как понятно из названия, посвящена творчеству архитектора и декоратора Жиля -Мари Оппенора. На английском языке работа выпущена Университетом Делавера США в 2011 году.
Автор отмечает, что данное исследование составило часть его диссертации «Архитектор как «honnête homme» (порядочный человек): частная архитектура и декор Жиля-Мари Оппенора (1672 – 1742)», защищенной в Колумбийском университете в 2003 году.
Жиль-Мари Оппенор (1672 – 1742) считается главным архитектором Франции периода Регентства Филиппа Орлеанского (1715 – 1723), именно с ним связывают, так называемый, стиль регентства – переходный от Большого стиля Людовика XIV к рококо, именно к нему будет обращаться неоклассицизм Людовика XV. Оппенор стал известен тем, что формировал из декора, архитектуры и всех предметов в комнате единое живописное пространство, где элементы свободны, но логичны в своем расположении и взаимодействии. Например, декор на стене будет так или иначе воспринимать балдахин кровати (он служит препятствием для переглядок амуров или опорой для расцветающего орнамента и т.д.) или открывающаяся дверь визуально поддерживает взаимосвязанный визуальный ряд нескольких помещений. Именно эта театральность, сюжетность ляжет в основу декора рококо, а его сдержанность и деликатность характерна для неоклассицизма.
К сожалению, до нас не дошла ни одна оригинальная работа Оппенора в качестве архитектора, но его опубликованные альбомы, как и альбомы с эскизами Ватто, лягут в основу работ последующих художников и используются до сих пор, его влияние на искусство декора поистине сложно переоценить.
«Decorative Games» состоит из введения в котором приводится биография художника, освещается его работа как иллюстратора. Рассматривается авторское оформление Hôtel deÉtats в Лангедоке, и связь декора с оформленной Оппенором ранее книгой «Иконологией Чезаре Рипа». Также во введении приводится небольшое описание оппеноровских бурлесков и гротесков, составлявших стиль автора. Оставшаяся часть книги состоит из репродукций той самой «Иконологии Чезаре Рипы».
Иконология Чезаре Рипы, с одной стороны, следует традиции мифографов и прочих изданий, обобщающих современное их авторам знание о мифах и легендах древних народов. С другой стороны, идет путем популярных энциклопедий, где систематизируется информация из различных отраслей знания. Рипа в алфавитном порядке называет различные «моральные эмблемы» - персонажи и дает достаточно подробное описание того, как они должны изображаться и как они могут быть узнаны в работах художников прошлого.
Например, Agriculture – сельское хозяйство описывается следующим образом:
«Женщина с некрасивым деревенским лицом, но миловидная, в зеленом платье, увенчанная венком из колосьев, держит в левой руке Зодиак, а в правой-кустарник; у ног ее лежит плуг. Зеленое одеяние означает надежду, без которой ни одно тело не будет трудиться. 12 знаков указывают различные времена года, которые должен соблюдать земледелец; плуг - самое необходимое орудие в земледелии». Важно отметить, что французское издание «Иконологии» не соответствует оригинальным итальянским изданиям (их несколько, сам автор их изменял и дополнял перед каждым тиражом), скорее всего, Будон в 1636 году переводил несколько сокращенный нидерландский вариант. Иллюстрации к французскому изданию делал гравер Жак де Бие. Опеенор вручную оформил одну книгу, дополняя Бие.
Все листы этой уникальной книги разрознены, иллюстрации из них, чаще всего, вырезаны и хранятся в разных музеях мира, большинство же находится в частных коллекциях, поэтому посмотреть на авторские иллюстрации Оппенора «вживую» практически невозможно.
Книга уникальная для исследователей творчества Жиля-Мари Оппенора, для тех, кто интересуется методологией исследования взаимосвязи между иллюстрацией и декорацией (декором), а также исследователей конкретной «Иконологии».
При всей уникальности издания, в нем есть ряд существенных недостатков. Во-первых, отвратительное качество иллюстрацией. Нет, не так. ОТВРАТИТЕЛЬНОЕ, преступное качество печати, по отношению к той колоссальной работе по реконструкции исходного варианта, которую провел Бедар.
Во-вторых, автор очень скуп на текст (объем информативного текста – 15 страниц из 286), никакой информации о других проектах Оппенора или об истории книги Рипы в ней нет, это вам придется искать самим. Складывается ощущение, что из-за авторских прав или прав на изображения, книга просто не могла выйти как «Иконология» в оформлении Жиля-Мари Оппенора и издателям был необходим какой-то более-менее подходящий текст.
В настоящее время ее можно купить на
amazon по цене от 46$ или почитать урезанную версию на
Googl Books. Посмотреть английский вариант «Иконологии» Чезаре Рипы можно бесплатно на
archive.org. Стоит ли она своих денег? Для исследователей «Иконологии» и Оппенора, книга бесценна и они готовы заплатить и больше. Для исследователей периода можно без потерь ограничиться версией Googl Books или текстами самого Беара в открытом доступе. Для всех остальных, однозначно нет.