Cэр Эдвард Коли Берн-Джонс (1833-1898)
романтика и магия вещей
Биография

Эдвард Коли Берн-Джонс родился в Бирмингеме в 1833 году, в семье художника Эдварда Ричарда Джонса и Элизабет Коули, которая умерла во время родов.

Желая идти по духовному пути, он поступил на факультет богословия в Эксетер-колледж, Оксфорд, где подружился с однокурсником, это был Уильям Моррис, который стал его коллегой и бизнес-партнером на протяжении всей жизни.

Когда Берн-Джонсу было 22 года он решился отправиться в Лондон, чтобы показать свои рисунку художнику, который однажды произвел на него неизгладимое впечатление. Когда Берн-Джонс встретил Данте Габриэля Россетти в 1855 году, Россетти убедил его оставить Оксфорд и занятая живописью.

Первые эксперименты Берн-Джонса в декоративном искусстве состояли в изготовлении витражей, используемых в отделке собственного дома Морриса в 1857 году. Забегая наперед, подобные взаимовыгодные проекты будут очень распространены среди коллег. Иногда это будут серии гобеленов или обивка для мебели, а иногда рояль или стеновые панели.

Самостоятельный стиль Берн-Джонса формируется после его визита в Италию в 1859 году, где на него большое впечатление окажут Мантенья, Боттичелли и Микеланджело. Это можно заметить в его работах из серии «Персей» (начата в 1875 году) и "Короле Кофетуа и нищей деве" (1884).

Сюжет картины "Король Кофетуа и нищая дева" 1884 года Берн-Джонс основывает на балладе 1612 года и частично на стихотворении Теннисона. Согласно легенде, эфиопский король Кофетуа сказал, что никогда не женится ибо нет женщины, которая могла бы разбудить в нем любовь. Но у Любви были другие планы. Когда король вышел из дворца, к нему подошли нищие, чтобы просить милостыню. В толпе он увидел девушку и полюбил всем сердцем. Он забрал ее во дворец и назвал своей королевой.

Берн-Джонс создает очень противоречивую работу. Его девушка напугана, практически загнана в угол. В руках у нее анемоны, которые в викторианскую эпоху были символом любви, но это любовь о которой она не просила. Апельсины, символизировавшие райский сад Гесперид спрятаны за дорогой драпировкой и лишь отдельные их ветки проникают в тесную каморку девушки.
Выраженная эфиопская внешность самого короля контрастирует со светлой кожей девушки и его слуг, рассматривающих ткани на балконе.

Берн-Джонс очень интересно выстраивает логическую лестницу образов. Так воинская слава и доблесть, выраженная в доспехах, отложена в сторону, она в ногах наших героев. Сам король снял свою корону и смотрит на девушку снизу вверх, преклоняя голову перед будущей королевой. А над ними, рядом с райскими деревьями стоят люди, которые заняты бытовыми делами. Смеем предположить, что это символ декоративных искусств, которые для художника стоят выше славы, власти и любви.

По возвращению в Англию в 1860 году Эдвард Берн-Джонс женился на Джорджине Макдональд.

В свою следующую поездку в Италию в 1862 году он отправился вместе с Джоном Рескиным. Самым известным искусствоведом, историком и методологом искусства своего времени. Помимо прочего, Рескин искал новые таланты. Именно он открыл для широкой публики знаменитого пейзажиста-романтика Уильяма Тернера, и именно он поддержал первое движение прерафаэлитов во главе с Россетти, Миллесом и Хантом.

В апреле 1861 года Берн-Джонс и Уильям Моррис вместе с архитектором Филипом Уэббом, художниками Россетти, Фордом Мэдоксом Брауном, Питером Полом Маршаллом и Чарльзом Фолкнером, преподавателем университета, основали фирму декораторов под названием "Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко". Они объявили себя "Мастерами изобразительного искусства". Фирма специализировалась на производстве предметов декора по индивидуальным заказам.

Технической задачей движения было стирание границ между искусством и ремеслом, а идеологической – разрушить связь между искусством и моралью, крепко прижившуюся в викторианском обществе.

В 1870-х Берн-Джон ненадолго отвлекся от дел «Фирмы» и занялся станковыми картинами. 1877 год станет особенно удачным. В этот год открылась галерея Гросвенор, в которой он представил несколько самостоятельных работ и попал в поле зрения широкой общественности, хоть и не всегда получал одобрение критиков. За этим последовал успех на Всемирной выставке 1878 года в Париже, так его известность перемахнула Ла-Манш. В 1882 году он стал одним из двух английских художников, которых правительство Франции пригласило на выставку современного искусства. За вклад в организацию Всемирной Выставки в Париже 1889 года он получит орден Почетного легиона, а после участия в выставке в Антверпене 1897 года, он получит баронетство от королевы Виктории (наследственный титул, который дает обращение «Сэр», но не является рыцарским).
Работа "Любовь среди руин" 1873 года была посвящена давним отношениям художника со своей давней моделью Марией Замбако. Роман зашел слишком далеко и Берн-Джонс уже подумала уйти из семьи, но от него отвернулись все друзья. Даже Моррис встал на сторону Джорджины. Эта работа о влюбленных, изгнанных из города и отринутых их родными - символ трагической влюбленности.
Эта картина (изначально, картина написана акварелью, перед нами авторская копия в масле 1894 г.), не имевшая успеха при создании, побила три рекорда в 2013 году: самая высокая цена за Берн-Джонса (14 845 875 фунтов стерлингов), за прерафаэлитскую работу на любом носителе и за британскую работу на бумаге.


Декоративные работы Берн-Джонса

мебель

Отличительной чертой Берн-Джонса, как и всего круга второй волны прерафаэлитов, было намеренное размытие границ между живописью и декоративными работами. Его живопись декоративна, а прикладное искусство живописно. Это намеренный эффект, но справедливости ради, стоит отметить, что эта идея в большей степени реализована там, где есть плоскость (гобелены, витражи и т.д.), ту же мебель он не видит как трехмерный объект, он работает с ней, как с набором поверхностей.

Например, пианино – его свадебный подарок для Джорджины Макдональд в 1860 году. Большинство сочтут его жутковатым, как и все творчество Берн-Джонса. На передней панели он нарисовал сидящих женщин, одни из них играют на музыкальных инструментах, другие задремали, но никто не замечает фигуру смерти, притаившуюся у ворот. Сюжет основан на фреске XIV века «Триумф Смерти» в Кампо Санто ди Пиза. Этим странным жестом Берн-Джонс хотел показать, что обычные бытовые вещи с легкой руки художника также могут нести дополнительные неожиданные смыслы.
витражи

С 1856 по 1861 гг. Берн-Джонс спроектировал шесть витражей для фирмы «Джеймс Пауэлл и сыновья» и одно для фирмы «Лейверс и Барро». В этих работах цвета особенно яркие, уверенные энергичные линии.

В викторианскую эпоху просыпается интерес ко всему средневековому и витражи становятся одним из основных объектов изучения. Те витражи были сделаны из отдельных цветных стекол, скрепленных между собой полосками свинца и напоминали световую мозаику.

В XIV веке появляется серебряный и охристый рисунок на достаточно больших стеклянных фрагментах. Несмотря на сохранение средневековой технологии, образы становятся более живописными. В XVI веке витражи стали состоять из отдельных живописных фрагментов, а к XVIIIвеку витражи практически исчезли. Большие прозрачные стеклянные панели расписывались цветными эмалями.

В XIX веке набирает силу движение Высокой Церкви внутри англиканства. Берн-Джонс увлекся им еще в молодости. И пусть, он отказался от церковной карьеры, образный и символьный визуальный язык церкви был ему близок и понятен.

Витражи Берн-Джонса часто называют живописными, упуская из вида их архитектурную функцию. Т.е. его произведения работают не только как картина на стекле, а как совокупность формы, структуры и внешних факторов (контраст солнечного света и окружающей темноты, сама форма окна как элемент композиции и т.д.). Сам Берн-Джонс утверждал, что витраж это очень ограниченное искусство, оно принуждает к простоте и к функционалу - исполнению своей первоначальной функции – архитектурное окно.

В 1861 году, после учреждения «Фирмы», каждый из друзей нашел свое место. Моррис занимался разработкой моделей и ведением бизнеса, а Берн-Джонс реализовал себя как художник – декоратор. Моррис занимался орнаментами и материалами, а Берн-Джонс был искусен в композиции и рисовании фигур.

Вскоре после открытия мастерской, была основана собственная витражная мастерская. С тех пор, Берн-Джонс проектировал витражи только для Morris, Marshall, Faulkner & Co.

В 1870-х, после реорганизации фирмы в Morris & Co., сделавшей Морриса единоличным управленцем, а Берн-Джонса единственной художественной движущей силой, партнерство Морриса и Берн-Джонса стало совсем тесным.

В этот период Берн-Джонс работает в двух стилях. Первый более итальянизированный и рожден техникой Микеланджело в Сикстинской капелле. Единственная фигура в однотонном свете. Так заполнялись узкие готические проемы.

Второй – единая красочная композиция, объединяющая несколько окон вне зависимости от разделяющих из простенков.

В последние годы, Берн-Джонс активно работал, несмотря, на уход Морриса в 1896 году, он не сбавлял темпа, хотя и смотрел будущее без былого оптимизма. Он оставил более 650 эскизов витражей, которые потом неоднократно исполнят его последователи.
гобелены и вышивки

Особое место среди друзей и наставников Берн-Джонса занимал Джон Рескин. В 1863 году Рескин задумывался о переезде в шумный тесный Лондон, но Берн-Джонс уговорил его купить себе просторный дом где-нибудь в более благоприятном месте. В качестве подарка на новоселье, он пообещал разработать набор вышитых драпировок (текстиль для штор и мебели). В основу декоративной программы легли рассказы Чосера о верных и самоотверженных женах и их любовниках, античные героини Дидона, Клеопатра и Ариадна и прочие должны быть вышиты среди роз и ромашек по всей комнате. «Это будет самая милая и дорогая комната в мире» - говорил Берн-Джонс.

Примечательно, что исполнением замысла мужчин занимались женщины. Обычно, вышивкой занимались женщины среднего класса для украшения собственных домов и развлечения. «Фирма» включила вышивку в свою производственную линию, давая заказы женщинам для работы на дому.

Начиная с 1870 - х годов Моррис разработал большое количество декоративных вышивок, драпировок, чехлов для подушек, каминных экранов и т. д., которые либо создавались женщинами, работающими на фирму, либо продавались в качестве схем и рисунков для вышивания дома. Такой сдвиг в сторону популяризации женского труда был вдохновлен Королевской школой художественного рукоделия, основанной в 1872 году для продвижения «декоративного рукоделия для светских целей» и обеспечения занятости «бедных благородных женщин».

Моррис сам научился ткать гобелены в 1879 году, и серьезное производство началось после того, как фирма переехала в мастерские Мертонского аббатства в Сюррейе в 1881 году. Из гобеленов, сделанных по эскизам Берн-Джонса, семь были адаптированы по рисункам витражей, а двенадцать - по новым эскизам.
иллюстрации

В отношении книжных иллюстраций и плакатов было две ключевые позиции. Во-первых это сетования Морриса на быстрое развитие тиражной печати и грамотности. По его мнению, книги должны быть только самые лучшие. В процессе их производства должна сохраняться уникальность средневекового фолианта, которая делала бы книгу бесценным сокровищем для тех счастливцев, которые могли бы взять их в руки.

Во-вторых это позиция самого Берн-Джонса. По его мнению, рисунки для гравюр должны быть простыми, аккуратными и недвусмысленными. Новые технологии должны были работать на создание старого качества, поэтому использовались, прежде всего ксилографии (гравюра на дереве).

Берн-Джонс создал более ста иллюстраций, семьдесят из которых предназначались для переработанному Мориссом изданию Апулея. Художник создает символические пейзажи и процессии фигур в однотипных длинных одеяниях в духе венецианских гравюр.

Для истории Амура и Психеи практически все доски были выгравированы самим Моррисом. Он создает четкие, очевидные линии и работает с черными и белыми полями одинаково жестко. Не стоит недооценивать предпринимательскую жилку Морриса. Подобный эффект работал не только на «старинный эффект» и четкость образов, подобная техника позволяла использовать доску большее количество раз, прежде чем дерево разрушится и оттиски потеряют первоначальную четкость.
Made on
Tilda