Сердце Нанси
Как изящество покоряло город.
Город Нанси находится в северо-восточной части Франции на реке Мерт и канале Марна − Рейн. Первое упоминание о городе под названием Нансеакум датируется 896 годом. От этой латинизированной формы кельтского слова «нантиакум» и произошло современное название города.

В десятом веке поселение, из которого вырос Нанси, принадлежало аббатству Сент-Эвр-де-Туль. В одиннадцатом веке Жерар Эльзасский построил в нем замок, а его приемники в том же столетии сделали Нанси столицей герцогства Лотарингия.

Новый этап в развитии города наступает в 1588 году, когда герцог Карл III по проекту Жерома Ситони строит рядом со Старым городом (Vieille Ville), сохраняющим средневековую систему застройки с Отелем Дукале в центре, Новый город. Фортификационные укрепления проектирует Винченцо Скамоцци. Новый город (VilleNeuve) отделен рвом, он застраивается по регулярному плану с прямыми улицами, делящими застройку на геометрически правильные кварталы, в центре находится Отель де Вилле. Подобное разделение четко прослеживается и спустя век, на карте 1690 года. К концу XVII века Нанси остается городом – крепостью, окруженного стеной, рвом и другими укрепительными сооружениями.
Карта Нанси 1690 г.
В 1736 году герцогство Лотарингское отходит Станиславу I Лещинскому, тестю французского короля Людовика XV и до 1766 года остается независимым. Рассматриваемый нами городской ансамбль возводится Эммануэлем Эре в период 1752 – 1756 гг., размещается в двух частях города и состоит из двух переходящих друг в друга площади Людовика XV (Станислава) и Плас–де-ла-Карьер, завершающейся полукружием Дворца Станислава.
Вид на променад и площадь Станислава со стороны Хемисекла
Уникальность данного ансамбля состоит в том, что он изначально проектируется и возводится как общественное пространство в едином архитектурном и декоративном стиле. Заказывая проект, герцог Лотарингский, выдавший свою дочь за короля Франции Людовика XV, преследовал одну цель: подготовить Лотарингию к присоединению к Франции, что и произойдет после его смерти в 1766 году. Идеологически ставится задача поднять статус короля, возведя площадь в его честь, что было достаточно распространено для нового сюзерена, но никто еще не делал этого заранее.

Заказ был поручен местному придворному архитектору Эммануэлю Эре де Корне (Emmanuel Here de Corny) (1705 – 1763 гг.). К тому моменту он уже построил для герцога алтарь для Нотр-Дам дю Бон-Секур (Notre-Dame-du Bon-Secours 1738-41), возвел Отель в Миссионс Роял для ордена Иезуитов (Hotel des Missions Royales 1741-43), и cнес и отстроил заново Шато де Мелграндж (Сhateau de Malgrange), который герцог выбрал в качестве своегодома.

К середине XVIII века площадь стала активным узлом городской структуры, организующим и направляющим сквозное движение, связанным улицами с другими площадями в единую, ясно организованную систему городского пространства.
Памятник Эммануэлю Эре в Нанси
По мнению крупнейшего теоретика архитектуры середины XVIII в. М.А.Ложье, "Естественное место площади — на пересечении многих улиц. Площадь устраняет столкновение встречающихся потоков движения с разных улиц". И далее: "...чтобы быть красивой, городская площадь должна образовывать центр, из которого можно легко попасть в разные кварталы города и обратно, куда можно быстро добраться из разных кварталов. Поэтому необходимо, чтобы на площадь вливалось несколько улиц наподобие того, как дорожки парка стекаются к круглой поляне".

В новом проекте принципиальной сложностью для архитектора было преодолеть крепостную пространственную организацию города и фортификационный рельеф (по соглашению с Францией система фортификации была сохранена). На месте ворот Старого города Эре размещает триумфальную арку, прообразом которой является арка Септимия Севера в Риме. Арка отделяет Плас–де-ла-Карьер от Площадь Людовика XV, формально сохраняя историческое разделение, архитектор разворачивает единую «сценографию» по ходу движения.

Триумфальная
арка, разделяющая
площадь
Станислава и
променад.
Прообразом
служила
триумфальная
арка Септимия
Севера в Риме.
Современная мода и новое видение гармонии требовало от архитектора середины XVIII века совмещения, с одной стороны, правильных геометрических форм с ясным центром и архитектурной доминантой, свойственной классическому вкусу, с другой стороны, включение мягких природных форм – «лучших образцов, которые дает нам натура». Компромисс между двумя противоречивыми подходами де Корне находит в использовании малых архитектурных форм и декора (кованные ворота с ажурными решетками, закрывающие площадь Людовика XV, фонтаны и статуи, деревья, кованные элементы фасадов и т.д.), совмещая их с жесткой симметрией площадей, правильной их формой и единообразием фасадов.

Эре выстраивает баланс между частями города, размещая Площадь Людовика XV в Старом городе. Здания образуют ровный квадрат. Городская ратуша (Hôtel de Ville) доминирует в ансамбле своим массивным фасадом, увенчанным треугольным фронтоном. Трехэтажное здание украшено пилястрами коринфского ордера, объединяющими два верхних этажа, и повторяющимися изящными статуями на ритмичных делениях балюстрады. Первый этаж оформлен рустовкой. Центральный портик выделен двойными пилястрами и согласуется с боковыми ризалитами.

Далее по ходу движения по сторонам размещаются здания оперы, биржи, интендантства и финансовой и юридической администрации. Их фасады повторяют фасад Hôtel de Ville, но подчиненное положение обозначается отсутствием фронтонов. Между парами зданий проходят улица Станислава и улица Святой Катерины, что символично, поскольку женой Станислава Лещинского была Екатерина Опалинская. Эти улицы вели к старым выходам из города (ворота св. Иоанна и св. Георлия).

Hôtel de Ville.
Подходы с угловых улиц закрывают ажурные кованые ворота работы Жана Ламура. Старые фортификационные сооружения (ров) Эре маскирует двумя фонтанами «Нептун» и «Амифтрида». Скульптурные композиции оформлены трехчастными коваными триумфальными арками, тоже работы Ламура, и продолжаются небольшими галереями (павильонами), сходящимися к улочке и триумфальной арке. Фасады павильонов повторяют рустованый фасад первого этажа Hôtel de Ville и также увенчаны балюстрадой. Легкость и воздушность площади Эре контрастирует с официальным статусом зданий, размещенных на ней. Светский характер нового облика города подчеркивается отсутствием собора в качестве доминанты.
Фонтан Амфитрида
В центре площади размещалась статуя Людовика XV работы Бартоломео Гибаля, король был обращен на запад, в сторону Франции, а его скипетр указывал на восток. Четыре бронзовых медальона на пьедестале ознаменовывали прогресс в объединении Франции и Лотарингии.
Памятник Людовику XV, ранее размещавшийся на центральной площади
Пройдя сквозь трехпролетную триумфальную арку, за старые городские стены, попадаем на Плас–де-ла-Карьер. Новая площадь образована в XVI веке в период расширения и укрепления средневекового города. Здесь строились особняки местной аристократии. В то время на площади проводились рыцарские турниры и другие конные мероприятия. В конце XVI века для соединения Старого города с Новым, построенным на юге за пределами средневековой крепости, в крепостной стене были сделаны ворота, т. н. Порт-Ройял. На севере от площади де-ла-Карьер располагалось крыло Дворца герцога Лотарингии, уничтоженное герцогом Леопольдом I Лотарингским, который пожелал построить на его месте Новый Лувр.

Первоначально улица имела неправильную форму, заканчивалась вогнутым фасадом дворца герцога и капеллой св. Георга, параллельно карьеру шла Главная улица, как видно на карте 1720 года.

Карта Нанси после возведения комплекса площадей
Разрабатывая проект широкой площади, архитектор создает липовую аллею, высаживая деревья в два парных ряда, разворачивая между ними полоски газона, окруженного балюстрадой, перемежающегося фонтанами и скульптурами. Из площади Эре делает элегантный променад, jardin public (общественный сад). Фактически она утрачивает свою основную функцию – место схождения различных улиц. Вместо этого Плас–де-ла-Карьер организовывает потоки движения от Площади Людовика XV к площади Правительства и обратно, от городской администрации к французскому интендантству.
Променад
Планируя фасады, де Корне ориентируется на Hôtel de Craon, созданный Жерменом Боффраном в 1713 году для Марка де Бовова, принца Краона. В своей работе «Книга архитектуры» 1745 года, автор описывает свою работу следующим образом:

«Этот особняк стоит на Карьере, большой площади перед Дворцом. Его главный фасад выходит на площадь, он декорирован семью коринфскими пилястрами. За большим внутренним двором размещается терраса cзамечательным видом на крепостной вал и сад. Туда можно пройти минуя два крыла, фланкирующих главный двор, через правое крыло».

Стоит отметить, что главный портик на иллюстрациях Боффрана почти в точности повторяет фасады на площади Людовика XV, за исключением мансардных окон третьего этажа в главном здании, которые де Корне делает полноценным. Вместе с тем, отель практически лишен декора, который присутствовал на момент перестройки площади Эре, но был убран в угоду единообразия и симметрии фасадов.
Фасад Hôtel de Craon в
проекте Ж. Боффрана
Променад с двух сторон закрывают кованные ворота. Данный прием с одной стороны, позволяет сохранить идею закрытой площади, но обеспечить единый перспективный вид от Hôtel de l'Intendance к Hôtel de Ville, а триумфальная арка Эре служит своеобразным обрамлением для статуи Людовика XV.

С севера Плас–де-ла-Карьер вместо доминантного фасада Нового Лувра, запланированного Боффраном, завершает аркада Hôtel de l'Intendance – небольшой комплекс, в котором расположилось французское интендантство. .
Hôtel de l'Intendance - Хемисёкл
Первоначальная перестройка дворца герцога, который представлялся новому правителю «узким, унылым и старым», была инициирована Леопольдом I. Ему пришла идея возведения Нового Лувра в Лотарингии, проект был поручен Жермену Боффрану. Старый дворец был разрушен и в 1715 году заложен первый камень нового комплекса. Однако, в 1723 году умер маленький принц Леопольд-Климент, герцог был сильно опечален и с тех пор больше не покидал Луневиль. Работы были остановлены, в 1739 году незавершенное строительство перешло в собственность города.

К началу реконструкции этой части города по проекту Эре, возведенные конструкции превратились в руины, за исключением нескольких ложных аркад, которые были оставлены к качестве декора парка. Первоначальная вогнутая форма фасада дворца была превращена в овальную колоннаду с двумя павильонами на концах, «сужающими» комплекс Плас–де-ла-Карьер. Такой архитектурный прием обусловлен рядом нюансов. Во-первых, площадь стилистически должна была соответствовать всему комплексу, но ее небольшие размеры не позволяли выстроить полноценную квадратную форму. Во-вторых, проигрывая по размерам площади Людовика XV, она не должна была визуально находиться в подчиненном положении и создавать ощущение «тесноты» по отношению к широкому променаду. В-третьих, архитектору надо было выстроить единую сценографию в условиях нескольких совершенно различных видов, открывавшихся на площади: Плас–де-ла-Карьер, променад duBastion (сейчас – сад Пепиньер), главную улицу (La Grand Rue) и, собственно, сам Hôtel de l'Intendance.

План перестроек
дворцового
комплекса
Ритмичный рельеф овальной колоннады позволил визуально уравновесить скромный размер площади по отношению к Плас–де-ла-Карьер и выделить доминанту фасада Hôtel de l'Intendance, в своем оформлении согласованном с Hôtel de Ville. Боковые проходы выделяются из общей глухой колоннады триумфальными завершениями. Оригинальным решением, не свойственным для градостроительства Франции середины XVIII века, является смещение монумента, в данном случае фонтана в форме обелиска, от центра площади к кованым воротам Плас–де-ла-Карьер. Таким образом, он не объединяет вокруг себя комплекс Hémicycle, единая овальная аркада справляется с этим самостоятельно, а подчеркивает центральную ось всего комплекса.
Hôtel de
l'Intendance
Комплекс площадей в Нанси, возведенный Эре де Корне в середине XVIII века, не следует строгим канонам классицизма, в части сочетания ожидаемых правильных геометрических форм и доминирования ордерной системы. Сохраняя идею рационализма, архитектор гармонично адаптирует более ранний стиль Боффрана к требованиям времени, использует в композиции овал, свойственный рококо, разбавляет официальный статус строений легкими кованными элементами и вводит в комплекс променада. Таким образом, Эре формирует удобное для жителей городское пространство, соблюдая при этом и административный статус зданий, и идеологическую подоплеку проекта.
Made on
Tilda