Флорентийская свадьба
Как женились гуманисты в ренессансной Флоренции.
Как известно, в жизни любого добропорядочного флорентинца эпохи Ренессанса (XIV – XVI вв.) было три значимых события: крещение, свадьба и похороны. И лишь одно из них происходило осознанно и согласно плану – бракосочетание. Для благородных семейств свадьба детей, наследников и воспитанников была частью политики по становлению и укреплению своей власти. К выбору второй половины для младших членов рода подходили, пожалуй, более ответственно, чем к военным действиям. Это был способ решить давние конфликты или сделать шаг на международной арене. В истории России эта европейская политика знакома по брачным союзам рюриковичей, начиная с Владимира, чьей женой стала византийская принцесса Анна, Ярослава Мудрого, чьи дочери стали королевами Франции, Венгрии и Швеции и заканчивая бабушкой Ивана Грозного Софьей Палеолог – уроженкой Спарты и племянницей последнего византийского императора. Но наша сфера интересов лежит во Флоренции, где в период Ренессанса расцвёл гуманизм и бюрократы, которые оставили нам достаточное количество источников.

Все, что относилось к флорентийскому браку можно условно разделить на три этапа: организация и подготовка к бракосочетанию, сама свадьба и жизнь в браке. Третья часть может трактоваться очень широко, но мы ограничимся тем, что относится непосредственно к брачным обязанностям и традициям.

Для формировавшихся династий (кланов, семей - кому как удобно) особенно важна была чистота династической линии, поэтому девочка могла стать невестой или женой задолго до полового созревания. Безусловно, дело могло ограничиться помолвкой и брачным договором, но их расторгнуть дешевле, чем брак, значит договоренности могут сорваться, а сделка важна именно сейчас. Традиционно, девочки выдавались замуж в возрасте 14-15 лет, жениху на тот момент могло быть около 30-ти.

Мужская свобода до этого возраста мало ограничивалась, поэтому имели большой успех публичные дома, чаще располагавшиеся за пределами города (это же было приличное общество, все неприличное совершалось не на глазах), а также было весьма терпимое отношение к однополым отношениям, ведь они были приняты в Великой Греции, а значит популярно в гуманистических кругах.
Свадьба Эстер.
Спальера эпохи
Ренессанса.
Помолвка

Путь будущих супругов друг к другу начинался с помолвки, которую организовывали специальные посредники. От них требовалось подыскать невесту или жениха, соответствующих заданным критериям, а также провести переговоры о размерах приданого, условиях брачного соглашения между семьями, а также масштабах свадьбы и распределению расходов на нее. Как правило, эти переговоры проводились пока невеста была еще совсем ребенком и у каждой из сторон было время подготовиться к событию финансово. В приданое невесты входили драгоценности, ткани, одежда, имущество, деньги и т.д. (после свадьбы это имущество переходило в собственность семьи мужа), поэтому приданное было самой главной статьей расходов за всю историю семьи невесты. Во Флоренции был организован специальный общественный фонд, который пополнялся из ежегодного налога, уплачиваемого гражданами Флоренции. Из этого фонда выплачивалось приданое девочкам-сиротам. Состоятельные люди также давали приданое бедным девушкам в качестве акта благочестивой благотворительности. Это также служило решением вопроса устройства судьбы внебрачных детей.

Например, весной 1467 года, под предлогом навестить своего брата, управляющего филиалом банка Медичи, в Рим отправилась Лукреция Турнабуони мать Лоренцо медичи. Она хотела своими глазами взглянуть на дочь Якопо Монтеротондо Кларису Орсини.

Своему мужу Пьетро Лукреция отправила следующий отчет:

«Она довольно высока, светловолоса, с приятными манерами, хотя не на столько мила как наши девочки. Она очень скромная (небогатая пер.) и сможет быстро принять наши обычаи… Лицо у нее круглое, меня это не отталкивает… Мы не смогли оценить ее грудь, поскольку здесь ее принято полностью прикрывать, но она кажется многообещающей.»

Позднее при личной встрече семей было указано, что грудь у нее «отличная». Брак был согласован и переговоры длились почти год, но многие знатные семьи Флорении посчитали себя оскорбленными. Но Медичи это не волновало, впервые они планировали брак с представительницей очень знатного и старого римского рода, состоящего в родстве с папством и существенно выше их по положению. Чтобы как-то успокоить сограждан Лоренцо взялся организовать большой праздник, поскольку его отец Пьетро был уже слишком болен. Мероприятие удалось и еще ни раз сослужило ему добрую славу во время борьбы за власть во Флоренции.
Рождение св. Иоанна Крестителя (фрагмент). Фреска в капелле Торнабуани, церковь Санта-Мария Новелла. Слева Клариса Орсини справа Лукреция Турнабуони
В марте 1469 года площадь Санта-Кроче была покрыта песком и окружена трибунами для зрителей. Лоренцо устроил грандиозный рыцарский турнир. Фанфары возвестили о 18 рыцарях, которые прошли мимо королевы турнира. Все они были великолепно одеты, но не затмевали Лоренцо, который возглавлял шествие – он занял первое место, несмотря на то, что его сбросил один из противников. Затем для жителей Флоренции был организован пышный банкет. Стоимость мероприятия составила 8000 флоринов, что было на 2000 флоринов больше, чем приданое Клариссы.

Женихи также дарили подарки, чтобы подчеркнуть свой статус и угодить молодой невесте. Следует отметить, что эти подарки продолжали быть собственностью жениха (вероятнее всего, именно отсюда идет современная традиция возврата кольца при расторжении помолвки).

Когда приближалась дата свадьбы, жених приходил на обед в дом невесты и дарил подарки. За этим следовала процессия родственников с обеих сторон и итоговое обсуждение размера приданного, графика его выплаты и даты самой церемонии. Договоренности подлежали обнародованию и любой из граждан Флоренции мог выдвинуть свои возражения. Приводить текст какого-либо брачного соглашения здесь не имеет смысла, поскольку они составлялись сухим юридическим языком, частично на итальянском, частично на латыни и содержали: описание (название) сторон, имена свидетелей, перечень имущества (кому принадлежит, как его можно идентифицировать, кому принадлежало ранее и т.д.), порядок и сроки передачи, а также санкции в случае нарушения какой-либо из сторон своих обязательств (иногда штраф доходил до двукратной стоимости имущества) и т.д.

На этом же этапе впервые привлекалась сама невеста. Устраивалась церемония кольца (anellamento) во время которой представители обеих семей наблюдали как невеста принимает кольцо от своего жениха. За этим следовало празднество с новыми подарками и трапезой.

Свадьба

Традиции брачной церемонии в разных городах отличались друг от друга. До того момента как Тридентский собор 1565 года урегулировал вопрос бракосочетания (Постановления собора были подтверждены 26 января 1564 года в булле папы Пия IV «Benedictus Deus»), единственным требованием для заключения брака было согласие мужчины и женщины, не состоящих в браке с кем-либо еще. Священники, свидетели и церемонии для этого были не нужны. Но это не означало, что отсутствовал тщательно продуманный и выверенный ритуал.

Во Флоренции узаконивание союза (nozze) происходило после того, как торжественная процессия, состоящая из невесты, всего ее приданного и подарков жениха, пройдет по улицам города из отчего дома невесты в дом жениха. В Риме, новобрачные ехали вместе и по пути заходили в церковь, чтобы посетить мессу. Римские невесты ехали верхом на белых конях, а на их талии сверкали роскошные пояса, которые надевали на них отцы в знак целомудрия.

Например, через четыре месяца после пышного праздника, устроенного Лоренцо Медичи для горожан, Кларисса Орсини прибыла во Флоренцию, эти месяцы невеста изучала танцы и обычаи новой родины, чтобы вписаться в общество. 4 июня 1469 года она верхом на белом коне, облаченная в белое с золотом платье направилась по римскому обычаю в церковь. После церемонии празднество длилось три дня, на нем было выпито более 300 бочек вина. Затем Кларисса вошла в свой новый дом на Виа Ларга.

Неуемные аппетиты богатых семейств часто вызывали недовольство как одной из сторон, так и остальных граждан Флоренции. Потребовалось законодательное вмешательство, ограничивающее расходы на праздники и запрещающими зрителям бросать камни и мусор в свадебную процессию.
Портреты Анжело и
Мадалены Дони.
Рафаэль Санти.
1504-1507 гг.
галерея Уффици.
Обратная сторона
Новый дом

Не стоит обращать на обилие бюрократических и коммерческих условий брака, в большинстве своем, флорентийцы любили своих дочерей, сестер и матерей, концепция крепкой семьи, основанной на прочных эмоциональных связях, не была им чуждой. От супругов ожидали если не огромной любви, то крепкой дружбы и взаимного уважения. Интересы семьи всегда стояли на первом месте, поэтому для будущей жены не жалели сил и средств.

Перед свадьбой в доме жениха проводили ремонт основной задачей которого было обустройство покоев будущей хозяйки и совместных комнат. Переделка, в том числе, включала в себя установку в деревянной облицовке стен так называемых спальера (от сюда понятие «шпалера» и «шпалерная развеска картин»). Спальера представляла собой продолговатую доску на которой изображались различные сцены морально-этического или религиозного толка.

Из ансамблей, созданных для украшения покоев, наиболее сложными, по-видимому, были картины, заказанные Сальви Боргерини по случаю свадьбы его сына Пьерфранческо (1480-1558) и Маргариты Аккайоли в 1515 году. Столяр и архитектор Баччо д'Аньоло спроектировал мебель из ореха, включая детскую кроватку и два сундука кассони, а также обшивку комнаты панелями. Консорциум художников во главе с Андреа дель Сарто, наряду с Якопо Понтормо, Франческо Граначчи и Франческо Бачиаккой, был нанят, чтобы нарисовать четырнадцать панелей со сценами из ветхозаветного жизнеописания Иосифа. Расположение этих работ, представленное заказчиком, представляло собой настоящую энциклопедию возможных мест размещения картин в ренессансной комнате: они были вставлены в виде панелей в кассони, как спальера над кассони и в других местах, и, возможно, над входной дверью, над детской кроваткой, по бокам кровати (торналетти) и, возможно, над камином.
"Весна"
Сандро
БОттичелли.
1482 г.
Для спальни супругов концепция могла несколько поменяться по ряду причин: в соответствии с религиозными нормами того времени, зачатие было возможно только если женщина получила удовольствие, кроме того, она должна была подготовить себя для мужа или позволить ему это сделать. Поскольку супруги далеко не всегда испытывали друг к другу влечение сексуального толка, им на помощь приходили картины, которые ныне составляют золотой фонд эпохи Возрождения.

Самая соблазнительная из всех подобных картин во Флоренции – «Весна» Боттичелли, вероятно, написанна для двоюродного брата Лоренцо Великолепного Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи (1463-1503). В описи 1498 года Каса Веккья, дома Медичи на Виа Ларга рядом с Дворцом Медичи, указано, что эта работа висела над кушеткой в комнате, смежной с главными покоями Лоренцо ди Пьерфранческо на первом этаже. В зале также находилась великолепная работа Боттичелли «Паллада и Кентавр»; считается, что обе картины были заказаны для свадьбы Лоренцо, возможно, в качестве подарка от его старшего кузена.

В марте 1538 года Гвидобальдо делла Ровере, вскоре ставший герцогом Урбино, написал своему агенту в Венеции о более раннем заказе. В 1534 году он заказал у Тициана картину, которую назвал просто «La donnanuda». Это письмо не дает нам никаких оснований утверждать для каких целей она предназначалась, но по косвенным факторам мы можем предполагать, что написана для супружеской спальни делла Ровере и его юной супруг Джулии да Варано, которой к моменту завершения картины исполнилось 14 лет (брак был заключен, когда невесте было 10 лет). В настоящее время она известна под названием «Венера Урбинская». В этом же ряду стоят «Спящая Венера» Джорджоне, и обнаженные дамы на картинах Пальмы дель Веккио, Лоренцо Лотто, Париса Бордона и других.
Венера Урбинская.
Тициан. 1534 г.
Разлука

Очень часто получалось, что супругу приходилось оставлять свой дом и надолго уезжать в другой город или страну. В этом случае на жену ложилась вся полнота ответственности за домашнее хозяйство семьи, в широком понимании этого слова. Фактически она исполняла полномочия мужа на официальном уровне, вплоть до представительства в официальных учреждениях. Ее решения это решения семьи. Поэтому лояльная и преданная жена – залог благополучия всей династии.

Например, чтобы порадовать свою супругу и напоминать ей о себе, богатый флорентийский банкир Биндо Альтовити заказал свой портрет другу Рафаэлю. Художник изобразил молодого юношу, немного раскрасневшегося от наполнявших его чувств, с легкой улыбкой на губах и ищущим взглядом, на руке, прижимаемом к сердцу поблескивает кольцо. Биндо и Фьяметта, дочь знатного флорентийского рода, поженились в 1511 году, когда Биндо было около двадцати лет. У супругов родилось шестеро детей, но Фьямметта продолжала жить на родине во Флоренции, в то время как дела Биндо с папским двором требовали его присутствия в Риме. Этот портрет был призван показать всю глубину чувств молодого банкира к своей прекрасной супруге. Он хранился в семье Альтовити почти триста лет.
Портрет Бьондо Альтовити.
Рафаэль Санти.
Стоит отметить, что все старания сторон не всегда приводили к семейному счастью. Та же Кларисса Орсини не была хорошо встречена дамами двора Медичи и прислугой, недовольной управством иностранки (для флорентийцев, римлянка это иностранка). И смириться с тем, что ее неказистый муж обладал сногсшибательным обаянием и продолжал писать любовные сонет прекрасным флорентийкам, с которыми соревноваться ни в раскованности нравов, ни в красоте, новая госпожа Медичи так и не смогла. Несмотря на это, у них родилось десять детей, трое из которых, к сожалению, умерли в младенчестве. Их сыновьями были Пьетро Медичи, которого Савонарола выгонит из Флоренции и будущий папа Римский Лев X. Переписка супругов, дошедшая до наших дней, говорит нам, что со временем между ними установились очень теплые отношения. Вот одно из писем, направленных Лоренцо его жене из Рима.

«Я прибыл сюда без всяких происшествий и чувствую себя хорошо. Это, я думаю, будет более желанным для тебя, чем любая другая новость, за исключением моего возвращения, потому что так происходит со мной, который жаждет тебя и хочет снова быть с тобой. Составь компанию Пьетро, Монне Контессине и Монне Лукреции. Я быстро закончу здесь свои дела и вернусь к вам, потому что мне кажется, что пройдет тысяча лет, прежде чем я снова увижу тебя. Молись за меня Богу, и если тебе что-нибудь понадобится отсюда, дай мне знать, прежде чем я уеду.- Твой Лоренцо Медичи».

Made on
Tilda