С продвижением на север от Рима в XI – XII веках начинает набирать силу стиль готики. Именно с этого момента обособляется северо-европейская изобразительная традиция в отношении пейзажа как такового. Она будет основана на новых трактовках религиозных догм. И если Италия будет ориентироваться на античное наследие с опорой на реализм, то готика, как и Северное Возрождение будет опираться на раннехристианские образцы, где античные формы уже переосмыслены в сторону обобщения и идеализации.
Одной из особенностей северного религиозного мировоззрения является сакральность природы и быта (Все что создано богом несет его смысл и оттого является прекрасным/совершенным), окружающего мира (всякая субстанция есть природа), трепетное отношение к орнаменталистике и точности в деталях (красота состоит из цельности, пропорциональности и ясности, или блеска, а также о необходимо, чтобы «части» предмета, взятых в их единстве). Основной идеолог того времени Фома Аквинский утверждал, что «вещь» принимает определённую форму, отражающую ее духовную уникальность в ограниченной материальности. Совершенство формы рассматривалось как наибольшее подобие самого Бога. Так пейзаж становится доминирующим элементом, основой, в которую укладывается сюжетпроизведения.
Стоит обратить внимание, что если в эпоху романики значительную роль в развитии искусств играют монастыри и паломнические маршруты вокруг которых выстраивается культовая инфраструктура, служащая основным заказчиком произведений, то в эпоху готики, во все еще аграрной Европе, растет количество и значение городов-крепостей. Каждый город-крепость, будучи вписанным в единый католический мир, имеет свою церковь и свой пул светских заказчиков, живущих в собственной и часто замкнутой культурной среде. При высокой миграции мастеров и трансфере образцов по всей Европе, заказчики ориентируются на местные, понятные им и их окружению культурные темы и типажи. Так как урбанистическая среда является неотъемлемой частью их жизни, то городской пейзаж прочно входит в изобразительную традицию готики, по крайней мере в светскую книжную миниатюру. Живопись же пока прочно связана с местом отправления культа – собором. Прекрасным примером служат часословы братьев Лимбург (Jean de Courcy. Chronique de la Bouquechardiére France (Rouen). 1470 s.; и LES GRANDES CHRONIQUES DE FRANCE (история дворянства Франции) Бургундия (Saint-Bertin). Середина 15-ого столетия). Их отличительной чертой является легкая идентификация изображенных городов, замков и зданий.