Царство, которого нет
История поисков царства пресвитера Иоанна. Источники, путешественники и свидетели.
В середине XII века по Европе пошли слухи, что в Азии правит великий король – священник – пресвитер Иоанн. Ему удалось сломить мощь воинов полумесяца и он вот-вот спешит на помощь братьям христианам в их крестовых походах. Папа Александр III решил познакомиться с таинственным персонажем и написал ему в сентябре 1177 года письмо, поручив своему личному врачу Филиппу доставить послание лично в руки христианскому правителю. Филипп отправился в почтенное посольство и не вернулся.

На границах католического мира появился Чингисхан, и вновь взоры религиозного мира обратились на Восток. Орды продвигались на Запад, неся с собой смерть и разрушения, пала Русь, Польша, Венгрия и восточные провинции Германии. В христианском сознании: Магог пришел на последний бой и наступало царство Антихриста. Но случилось долгожданное чудо. После битвы при Легнице 1241 года монгольское продвижение на Запад было остановлено, Европа была спасена.
Папа Инокентий IV был полон решимости привнести свое понимание земного счастья в жизнь кочевников и послал к ним миссионеров из доминиканцев и францисканцев. Король Франции, папа и хан монголов обменялись посольствами.

Результатом этого взаимодействия стал конец мифа о короле-священнике. Но, как известно, вера не любит факты, ей нравятся идеи, поэтому царствие пресвитера Иоанна перенеслось из Азии в Африку. Внимание христианского мира сконцентрировалось на Абиссинии. Сомнения возникали, среди скептиков были Иоан де Плано Карпини и Марко Поло, хотя они и допускали идею христианского государства Абиссинии, но где-то на Востоке.

Отто Фрейзингского считают первым автором, который в своей хронике (до 1156 г.) повествует, что в 1145 году католический епископ из Кабалы посетил Европу и передал ряд жалоб папе римскому. Он отмечал падение Одэссы, а также он утверждал, что за несколько лет до этого король-священник по имени Иоанн, который живет в отделенных районах Персии и Армении в Азии, исповедует несторианство, одолел братьев Самиарди, правителей Мидии и Персии, захватили столицу Экбатану. Отчаянное сражение длилось три дня. Затем войско собиралось направиться в Иерусалим, но при переправе через Тигр выяснилось, что их обмундирование и обувь не подходят, из-за чего они вынуждены были направиться на Север. Должно быть, река была покрыта льдом и прожив там несколько лет, люди Иоанна терпели тяготы плохого климата и прочие лишения. Пресвитер принадлежал к роду трех царей – волхвов, упоминавшихся в писании, и управлял людьми, которыми ранее правили они. Его слава и сила были так велики, что он правил не мечем, а лишь изумрудным скипетром.
Отто был не единственным, кто поддерживал легенду. Маймонид (1135 - 1204 гг.) упоминает об этом в отрывке, процитированном Иешуа Лоркой, еврейским врачом Бенедикта XIII.
«Как из писем Рамбама (Маймонида), да будет благословенна память его, так и из рассказов купцов, побывавших на краю земли, видно, что в это время корень нашей веры находится в землях Вавилона и Темана (Фемана), где давным-давно Иерусалим был изгнанником; не считая тех, кто живет в земле Парас и Мадай (соврем. Иран) и изгнанников из Шомрома. Число этих людей сравнимо с песком в пустыне, некоторые из них все еще находятся под игом перса, которого арабы называют великим султаном. Другие живут в месте под игом странного народа, управляемого христианским вождем по имени Престе-Куан. С ним они заключили договор, и он с ними; и в этом вопросе не может быть никаких сомнений.»
Далее происходит невероятное и, если быть честными, то невозможное! Событие, которое всколыхнуло весь христианский мир! Император Византийской империи Мануил I Комнин получает письмо от самой разыскиваемой персоны средневековья. Точная дата послания нам не известна, но Альберик в своей хронике указывает 1165 год. Также он говорит о том, что подобные письма получили и другие христианские правители, в том числе, Александр III, Людовик VII французский, король Португалии и Фридрих император священной римской империи германской нации.

В этом письме пресвитер Иоанн повествует о том, что наслышан об интересе Мануила к его персоне и той любви, которую византийский князь к нему питает, и готов ответить взаимностью. Они даже обменялись дарами. Однако, самым ценным в этом послании было описание царства христианского правителя. Он утверждал, что его царствие простирается за пределы Индии, где покоится апостол Фома и в три раза превышают ее по территории. Оно простирается от восхода солнца до пустынного Вавилона близ вавилонской башни. Семьдесят две провинции в том числе и языческих платят ему дань.Отто был не единственным, кто поддерживал легенду. Маймонид (1135 - 1204 гг.) упоминает об этом в отрывке, процитированном Иешуа Лоркой, еврейским врачом Бенедикта XIII.
«Наша земля-родина слонов, дромадеров, верблюдов, крокодилов, мета-коллинарумов, каметеннов, тенсевктов, диких ослов, белых и красных Львов, белых медведей, белых Геркулесов, сверчков, грифонов, тигров, ламий, гиен, диких лошадей, диких быков и диких людей, мужчин с рогами, одноглазых, мужчин с глазами спереди и сзади, кентавров, фавнов, сатиров, пигмеев, великанов высотой в сорок Элей, циклопов и подобных им женщин; это родина всех этих животных, феникса, и почти всех живых существах.

У нас есть подданые, которые питаются плотью людей и недоношенных животных и никогда не боятся смерти. Когда кто-нибудь из этих людей умирает, их друзья и родственники с жадностью съедают его, потому что считают своей главной обязанностью жевать человеческое мясо. Их зовут Гог и Магог, Ани, Агит, Азенах, Фоммепери, Бефари, Коней-Саманте, Агримандри, Винтефолей, Касбей, Аланей. Эти и подобные им народы были заперты Александром Великим за высокими горами на севере.»
И когда все эти народы победят врагов пресвитера, то они вернуться в свой христианский дом, ибо пятнадцать проклятых народов вырвутся из своих границ во времена Антихриста, захватят все христианские святыни и столицы.

Далее следует описание апокалипсиса с привязкой к местности (какую территорию и какому проклятому народу или какому сыну пресвитер отдаст в управление). Затем описание бытовых условий проживания в царствии пресвитера: земля истекает медом и молоком, там нет ядовитых трав и животных. В землях подконтрольных язычникам протекает река Инд, которая огибает рай. В недрах этой территории добывают практически все известные средневековью драгоценные камни, там бьет фонтан у подножия горы Олимп (да, он тоже находится именно там, не удивляйтесь), испив из которого человек навсегда обретет лик тридцатилетнего и будет вовеки счастливым. Чудесное растение Ассидос заставляет всех высказывать свои истинные намерения, поэтому злые духи держаться подальше от каждого, кто носит его с собой. Маленькие камни Нудиози восстанавливают зрение, а песчаное море, которое никто не может перейти, само выбрасывает на берег вкусную рыбу. Из нитей, которые прядут огненные саламандры, наши дамы ткут одежды для почитаемых людей и постирать эту одежду можно только бросив ее в огонь. И прочее, и прочее.
Многие почитатели теории заговоров могли бы подумать, что главным бенефициаром данного послания являются христианские правители во главе с папой римским, ибо оно вдохновляет воинов христовых в их движениях на Восток к священному Иерусалиму, чем решают проблемы праздно шатающихся вооруженных людей на дорогах Европы, а также пополняют финансовые запасы церковных орденов за счет добычи в сражениях с мусульманами, но это не так.

Во-первых, при движении народных масс, вооруженных топорами и вилами, известных как Крестовый поход бедноты (1096 г.), Европа пострадала примерно как от варварского нашествия, ибо где находится Иерусалим они представляли слабо, а кушать хотелось каждый день. Согласитесь, мало какой правитель хотел бы получить эту толпу саранчи на своей земле.

Во-вторых, странствующее войско, которое прошло закалку кровопролитными боями, получило опыт грабительских акций в отношении покоряемых территорий и никому не подчиняется, весьма опасный и дорогой фактор любой внешней и внутренней политики.

В-третьих, сложно представить, что папа римский ждет наполнить Рим полчищами людоедов и сложить с себя полномочия, передав их какому-либо королю-священнику.

В-четвертых, это письмо рушило строгую логику Апокалипсиса и получалось, что он приведет не к второму пришествию Иисуса Христа, а к смене политической власти здесь, на бренной земле.

Ряд исследователей приписывают авторство мифа об этом письме, т.к. ни один из упомянутых получателей не свидетельствовали о нем, несторианцам. И описания базируются на отчетах об их успехах на Востоке. В пользу этого свидетельствует и упоминание в тексте почитаемого несторианцами апостола Фомы и полное пренебрежение авторитетом папы Римского.

Несторий (Нестор), священник Антиохийский и ученик св. Иоанна Златоуста, был возведен императором в чин патриарха Константинопольского, а в 428 году начал распространять свое учение. Основное разногласие заключалось в том, что Несторий разделял человеческую и божественную природу Иисуса, особенно подчеркивая важность подвигов Христа как человека. Употребление термина «Богородица» в отношении Девы Марии, допускалось только с оговоркой. Эфесский собор осудил его, и, несмотря на покровительство императора и двора, Несторий был предан анафеме и изгнан.

Это была фатальная ошибка для клириков. Его учение распространялось по всему Востоку и стала процветающей церковью. Она дошла до Китая, где император был почти обращен, ее миссионеры пересекли замерзшие тундры Сибири, проповедуя свое прочтение Евангелия отдаленным племенам, населявшим эти мрачные пустыни; она столкнулась с буддизмом и боролась с ним за религиозное господство в Тибете; она основала представительства в Персии и Бухаре; она проникла в Индию. Несторианская церковь основала колонии на Цейлоне, в Сиаме и на Суматре ; так что Католикос или папа Багдадский пользовался властью более обширной, чем когда-либо полученная преемником Святого Петра. Число христиан, принадлежащих к этой общине, вероятно, превышало число членов католической церкви на Востоке и Западе. Фактически, это было самостоятельное течение в рамках христианства. Но у несторианцев был один существенный недостаток, их церковь строилась на персоне самого Нестория и как только его не стало, она стала распадаться на осколки.

Францисканец Рубрук, который в 1253 году был послан с миссией в Тартарию (до XVIII века так условно называли Сибирь, Маньчжурию и Центральную Азию), первым пролил немного света в этом вопросе.
«Катаи жили за горами, через которые я перешел, и на равнине среди гор жил некогда важный несторианский пастух, который правил несторианским народом, по имени Найман. Когда Койр-Хан умер, несториане возвели этого человека в цари, назвали его царем Иоанном и рассказали о нем в десять раз больше правды. У тех несторианцев так заведено, что они ни о чем не заботятся, и поэтому они распространили по всему миру слух, что Сартак, Менгу – Хан (Менгу-Тимур) и Кен-Хан (неизвестный мне персонаж) были христианами просто потому, что хорошо относились к христианам и оказывали им больше чести, чем другим людям. И все же, по сути, они вовсе не христиане. И таким же образом история дошла до того, что там был король Иоанн. Однако я обошел его пастбища, и никто ничего о нем не знал, кроме нескольких несторианцев…»
Это не единственная христианская легенда, которая населяет землю различными разумными существами отдаленно похожими на людей. Были и кинокефалы – люди с песьими головами, которые даже получили своего святого Христофора. Сциоподы или моноподы, о которых писал Исидор Севильский.
«Говорят, что раса Сциоподов живет в Эфиопии; у них только одна нога, и они удивительно быстры. Греки называют их σκιαπδδες ("теневыносливые"), потому что в жару они лежат на спине на земле и находятся в тени из-за большого размера их ног».

Прочитать художественную трактовку этих образов и современную историю о поисках царства пресвитера Иоанна можно в книге знаменитого медиевиста и писателя Умберто Эко «Баудолино».


Made on
Tilda