Когда любовь и искусство убивают
Сестринство Прерафаэлит.
Братство Прерафаэлит (PRB) образовалось как протест. Протест против диктата Королевской Академии, против давления условностей и консерватизма английского общества. И, как не удивительно, в защиту национальной идентичности. Это был сложный период, когда по всей Европе очагами вспыхивали культурные течения, направленные на воспоминание о нации ( движение немецких назарейцев, «История государства Российского» Карамзина, «Калевала» - национальный карело-финский эпос и т.д.). PRB называли романтиками за любовь к великому прошлому; их называли феминистами за любовь к «дамам полусвета», признание красоты и самобытности женщин; их называли провокаторами за интимность сюжетов; их называли отступниками за требование работать с натурой; их называли новаторами за самостоятельный поиск художественных форм и интерпретаций. Они действительно многое дали мировому искусству и получили заслуженное признание, но цена за это была поистине высока.

Первоначально PRB состояло из трех художников: Уильям Холмент Хант, Джон Эверетт Миллес и Данте Габриэль Россетти, причем самому старшему из них был Хант и на момент образования братства ему был двадцать один год. Но разговор пойдет не совсем о них, а о женщинах, которых они любили, восхваляли. Тех которые ради них жили и … умирали.
Ламмермурская невеста.
Джон Эверетт Милле. 1878 г.
Начнем по старшинству. Как утверждает официальная хроника, первой любовью Уильяма Холмента Ханта стала Анна Миллер. Девочка родилась о бедной семье. Вскоре после ее появления на свет мать умерла, а воспитание Анны и ее сестер легло на плечи отца – бывшего солдата. Биограф Прерафаэлит Ян Марш, говорит о том, что девочка росла совершенно дикой, ее тело было покрыто грязью и паразитами, а волосы были спутанными и не знали расчески. В один прекрасный момент здоровье отца подкосилось и девочки отправились на воспитание к своим дяде и тете. Это не было спасением сирот, нет, девочки жили в доме родственников в качестве служанок и прачек. Никто не знает как девочка познакомилась с Хантом, быть может, Уильям встречал Энни на улицах, но именно он был первым, кто пригласил ее в качестве модели для своей работы. Впервые она появляется на его картине «Пробудившийся стыд» 1853 года. Об этой работе важно знать несколько фактов. Во-первых, сейчас мы видим на ней лицо другой модели, Хант переписал работу после их расставания. Во-вторых, критик из журнала «Атенеум» сообщает, что первоначально зрители сочли сюжет ни чем иным, как ссору между братом и сестрой. В-третьих, выражение лица вырывающейся из мужских рук женщины весьма красноречиво, но чтобы устранить все сомнения, у ее ног валяется испачканная перчатка и сидит кот от которого пытается уползти птица. На пианино стоит пьеса «Часто в тихой ночи», а картина над пианино называется «Женщина, застигнутая в прелюбодеянии». Чем была эта картина в судьбе Анны? Предупреждением? Констатацией?
Пробудившийся стыд.
Уильям Холмент Хант. 1853 г.
Как бы то ни было, Хант взял шефство над девушкой, но настаивает на ее обучении. Он оплачивает уроки хороших манер, забирает с улицы, делает своей постоянной моделью. Просто рыцарь в сияющих доспехах. Только никто не ответит вам на вопрос: он действительно ее любил или любил свою роль спасителя? Когда Хант отправился в свое путешествие на Восток, то оставил для Анны список художников, которым ей можно было позировать. Он рассчитывал на то, что мисс Миллер будет хорошей, послушной девочкой и, по возвращении домой, он возьмет ее в жены. Она нарушила его предписание, что вызвало ссору между Хантом и Россетти и ревность жены Данте. Уильям все еще видел себя ее «защитником».
Портрет Анны Миллер. Джон Эверетт Милле.
Хант путем долгих уговоров и препирательств убедил свою подопечную отправиться в школу. Он даже обратился к Джорджу Бойсу, чтобы выкупить у него эскизы и работы для которых позировала Анна. Он мотивировал это тем, что когда ее «воспитание ума и манер» закончатся, он намерен на ней жениться и необходимо уничтожить все следы ее прошлого занятия.

Он контролировал свою подопечную. Для того, чтобы потратить на свои нужды какую-либо сумму или расплатиться с квартирной хозяйской, она должна была несколько раз спросить разрешения Ханта, что при ее своенравном характере было не легко. Она хотела пойти учиться на модистку, чтобы самостоятельно обеспечивать себя, но Уильям категорически запретил ей это. Похоже, он видел для нее иную судьбу. При всех стараниях художника Анна не смогла дорасти до его идеала, в процессе она оказалась достаточно хороша для капитана Томпсона Рейнела, кузена виконта Рейнела барона Джонса Навана. У них родилось двое детей.
Изабелла с горшком базилика. Уильям Холмент Хант.
Хант страдал, как видно из переписанной им картины, но в 1865 году таки решил жениться. Его избранницей стала Фанни Во, дочка состоятельного химика из Лондона. На момент женитьбы ей было 32 года, Ханту 36. Шафером на их свадьбе был давний друг Данте Габриэль Россетти.

В 1866 году Хант решил отправиться с супругой в Святую Землю в поисках натуры для своих работ. Отец его супруги возражал, поскольку Фанни была на седьмом месяце беременности, но ничто не может остановить творческий поиск. Однако чета столкнулась с неожиданным затруднение, Италия закрыла порты и они были вынуждены задержаться во Флоренции.
Портрет Фанни Хант.
Уильям Холмент Хант.
Творчество PRB не терпит халтуры и искусственности, оно ценит живую женскую красоту, поэтому Фанни приходилось по многу часов стоять, позируя мужу для картины «Изабелла и горшок с базиликом». На собственном портрете она опиралась на стул, чтобы скрыть большой живот. Однако, художнику не удалось закончить работу с натурой. 27 октября 1866 года в тяжелых родах появился на свет их сын Кирилл Бенони, а 20 декабря Фанни умерла от лихорадки, осложненной тяжелым восстановлением после родов. Хант самостоятельно изготовил ей надгробие.

Через девять лет Ханту пришлось специально покинуть Англию для женитьбе на младшей сестре Фанни Эдит, поскольку такие браки были запрещены у них на родине.

Офелия (фрагмент).
Джон Эверетт
Милле. 1852 г.
Элизабет Сиддал работала в шляпном магазине миссис Тозер, когда ее встретил Уолтер Деверелл, который отразил ее в образе Виолы/Цезарии в своей картине «Двенадцатая ночь». Согласно другой версии, с PRB ее познакомил поэт Уильям Аллингем, который ухаживал за одной из модисток Тозер. Обе версии имеют право на жизнь, но современные историки сестринства прерафаэлит утверждают, что она вошла в творческий союз как самостоятельный художник и поэтесса, показав свои работы отцу Уолтера Деверелла, занимавшему пост секретаря Правительственной школы дизайна в Лондоне (или Metropolitan School of Design в настоящее время это учреждение называется Королевский колледж искусств).
Знакомство Данте
и Беатриче.
Данте Габриэль
Россетти.
Многие называли этот союз «Данте и его Беатриче», оба амбициозные, цельные творческие личности. И, несмотря на то, что стихи Элизабет не имели большого успеха, Данте всегда поддерживал ее в творческих начинаниях. И писал ее как одержимый, влюбленный художник. Союз сердец, но в одном вопросе они немного расходились. Сиддал истерично требовала верности, а Россетти не мог ее придерживаться. Так рождались взаимные скандалы и неврозы, а помолвка тянулась десять лет.
Святой Георгий и
принцесса Сабра.
Данте Габриэль Россетти.
Так случилось, что Милле, создавая свою «Офелию», для которой позировала Элизабет, придерживался правил братства. В начале 1860 года Элизабет приходилось долгие часы лежать в ванне, наполненной водой. Никто не был садистом и ванну подогревали специальные лампы, но однажды они погасли и девушка серьезно простудилась. Лечение затягивалось и для снятия болей ей прописали лауданум (опиумная настойка). Данте обещал жениться как только ей станет лучше и 23 мая 1860 сдержал свое обещание, а через год Элиабет родила мертвого ребенка. Это подорвало и без того хрупкое здоровье, но главное это окончательно расшатало психику и без того нервной творческой натуры и 11 февраля 1862 года в возрасте 32 лет она умерла от передозировки. Никто не знает, было ли это самоубийством или следствием наркотической зависимости. Данте оплакивал свою Бетриче, он ушел в глубокую депрессию, запой и наркотическое забытье. На похоронах Элизабет он положил в гроб свои стихи, поклявшись, что никогда больше не напишет ни строчки.
Блаженная Беатрис.
Данте Габриэль
Россетти. (картина
написана после
смерти модели)
Дальше ситуация заслуживает пера Агаты Кристи или Джоан Коллинз. Ряд исследователей обвиняют хитрость и манипулятивную натуру Чарльза Августуса Хауэлла (да, да, Чарльз Августус Милвертон/Магнуссен из Шерлока Холмса был срисован с реального персонажа, если не самим Конан Дойлем, то авторами сериала точно), который ранее отличился тем, что: заставлял свою помощницу подделывать картины PRB; заставил жену художника Берн-Джонса пить чай с любовницей Берн-Джонс, застав эту картину последний предпочел упасть в обморок; обзывал Фанни Корнфорт – любимицу семьи Россетти «совой» за ее акцент кокни (лондонское просторечье); снабжал никогда не пившего Россетт мадерой после смерти жены; прикарманивал деньги и вообще вел себя не самым лучшим образом. Но он обладал колоссальным обаянием, был секретарем авторитетного критика своего времени и покровителя прерафаэлитов Джона Рескина и, по совместительству, агентом Россетти и Берн-Джонса.
Чарльз Августус Хауэлл.
Данте Габриэль
Россетти. 1870 г.
Но так или иначе, друг Россетти Уильям Моррис (писатель, фабрикант, художник, издатель и поэт) в 1871 году отправился в Исландию, а свою любимую жену поручил заботам друга. Совместное обставление дома четы Моррис на столько сблизило Джейн Моррис с Данте Габриэлем Россетти, что в нем вновь вспыхнул поэтический дар. Затем Россетти пришла в голову идея, что было бы неплохо объединить стихи посвященные Джейн со стихами посвященными Элизабет. Проблема заключалась в том, что литература было похоронена вместе с музой. Но творчеству нет преград. Поэтом, с подачи Хауэлла, тело Элизабет Россетти было эксгумировано. Ряд исследователей полагают, что сам Данте не присутствовал и дожидался Чарльза Августуса дома с его сестрой, другие же утверждают, что он лично забирал рукописи из гроба, чтобы еще раз прикоснуться к ее волосам.
Сей факт шокировал многих, но все списали на его плохое душевное состояние, которое поддерживалось зависимостью от психотропных препаратов которыми он лечил паранойю. Эта зависимость в свое время и приведет к их расставанию с Джейн Моррис, хотя они сохранят теплые отношения до его смерти в 1882 году. Этот рассказ не о том, что художники братства прерафаэлитов последние беспринципные агрессоры и сволочи, нет! Это рассказ о том, что гений не равно хороший человек, а викторианскую мораль сильно переоценивают.

Made on
Tilda