Границы творчества и предпринимательства в контексте истории
О становлении Королевской Академии и живописи и скульптуры в Париже.
«Позвольте, Сир, вашей милостью, запретить мастерам (Сообществу художников и скульпторов Парижа (Communauté des Maîtres Peintres et Sculpteurs de Paris) пер.), так называемым художникам и скульпторам, представляться в этом качестве, пока они содержат магазины или принадлежат к гильдии.

Позволить им заниматься исключительно гравировкой или золочением. Отстранить самопровозглашенных художников, мраморщиков и тех, кто называет себя скульпторами, от любых изображений фигур (жанровых сцен пер.), исторических сцен, портретов, пейзажей или фигур, в высоком и низком рельефе, для церквей, общественных зданий или частных лиц, сохранив за ними право заниматься золочением, окраской или созданием рельефа: морески, гротески, арабески, растительных и других орнаментов в рамках комиссии (субподрядного договора пер.) под угрозой наложения штрафа в размере двух тысяч ливров и конфискации, так называемых картин или скульптур.

Кроме того, не беспокоить художников и скульпторов Академии ни своими визитами, ни конфискациями или любыми иными способами под угрозой аналогичных мер».


Жан-Эймар Пиганьель де ля Форс «Описания Парижа, Версаля, Марли, Медона, Сен Клу, Фонтенбло и всех других прекрасных особняков и шато в окрестностях Парижа» (1765 г.)



С этого обращения Мартена де Шармуа, написанного в соавторстве с коллегами Шарлем Лебреном, Жаком Сарази, Франсуа Перье, Себастьяном Бурдоном, Шарлем Боубра, Лореном де ля Эре, Мишелем I Корнелем, Юстусом ван Эмонтом, Жераром Ван Опсталем, Луи Тестиленом, Хансом ван дер Бюхтом, Луи дю Гернье и др., берет свое начало Королевская Академия живописи и скульптуры в Париже.

Просьба, адресованная юному королю, была удовлетворена частично. Парламент согласовал невмешательство в дела нового учреждения и эксклюзивное право на исполнение королевских заказов академиками.

В 1648 году это выглядело насмешкой.
Обратим внимание на исторический контекст

Королю 10 лет, страну терзает гражданская война. Регентша Анна Австрийская старается выбраться из осаждаемого Пале-Рояль и спастись от насильственного сценария принятия парламентских требований об ограничении монархии. Королевские войска, ослабленные Тридцатилетней войной, неспешно приближаются к столице. В сентябре 1648 года королева с семьей бежит из Парижа.

Художественная среда испытывает жестокий кризис: крупные проекты остановлены, а мелкие исполняются более дешевыми силами гильдий. Королевских заказов не поступает.

В мире привилегий и патентов избранные мастера идут на риск, соблюдают церемониал и обращаются к малолетнему королю, подчеркнув тем самым приверженность к исторической системе распределения властных полномочий, а не парламентской фронде.

Петиция была подана королем 20 января 1648 года, парламентский декрет принят 20 или 27 января 1648 года, первое заседание новой Академии состоялось 1 февраля 1648 года. Академия зарегистрирована Парламентом 7 июня 1652 г.

Забегая вперед, скажем, что Людовик XIV учтет лояльность художников и Королевская Академия живописи и скульптуры получит из его рук такую власть, как никогда до и никогда после.

Почти пять лет в стране регулярно вспыхивают восстания, которые приводят к тому, что население Парижа отправляет к регентше и королю посольства с просьбой приехать в столицу. В 1652 году двор вернулся, парламент и бунтовшики были подчинены, наметились тенденции к мирной жизни.
Союз живописи и скульптуры. Рельеф. Жак Буере, 1663.
Внутренняя кухня

В ситуации политической неопределенности перед создателями Академии стояла весьма бытовая задача – выделить долю рынка и закрыть к ней доступ для людей не их круга. В связи с чем Статутом от 1 февраля 1648 года академики решили установить экзамен на получения статуса художника (патент) и взнос в размере 2 пистолей.

В структуре управления предполагались anciens (старейшины) и простые академики (22 человека). Старейшины в составе 12 человек должны были собираться в первую субботу каждого месяца под председательством главы, который вел подсчет голосов при принятии новых членов или по иным вопросам, вынесенным на рассмотрение Академии художниками и скульпторами.

Глава избирался из старейшин. Старейшины и глава никакого гонорара за свою работу не получали. Список старейшин не разглашался, дабы избежать давления со стороны Парламента, двора или общества.

Отбор новых членов проводился в 2 этапа: презентация художника (agrément) и оценка самих работ (картины или статуи) (réception). 1 февраля 1648 года на членство в Академии претендовали: Жильбер де Севе, Роснар, Пьер Понферон, Бувье, Жан-Баптист Бланшар, Филипп де Шампань, три брата Ле Нен, Купле, Анри Тестелин.

Безоговорочно были приняты Шампань и три брата Ле Нен, остальных попросили представить свои работы на суд Академии.

В обязанности старейшин также вменялось ежедневное (кроме воскресений) бесплатное двухчасовое преподавание по одному месяцу в году. Регулярная сменяемость преподавателя была призвана избежать копирования манеры определенного художника.

С уходом одного из старейшин новый выбирался в рамках определенной специализации. Первоначально среди старейшин было семь исторических живописцев, три скульптора и два портретиста. Среди академиков три исторических живописца (Ван Моль, Буолонье и Тестелин), три миниатюриста (Дю Гернье, Ханс, Бернард), два пейзажиста (Мауперше, Пинажье), портретист (Фердинанд), специалист по цветочным композициям (Госсин). Далее добавился еще специалист по перспективной живописи (Луи ле Бишер) («художник, который хорош в перспективе»). Только четверо из старейшин были парижанами, остальные изначально были освобождены от условностей гильдии.

Так формально было установлено доминирование живописи над скульптурой, а исторического жанра над всеми остальными.

Безвозмездное членство в Академии с одной стороны снимало финансовый барьер для поступающих (вступление в гильдию для парижан стоило 300 ливров, для сыновей членов гильдии 160 ливров, для остальных 400 ливров; вступительный взнос – 20 ливров, ежегодный взнос старейшин – 10 ливров), с другой - оставляло ее без собственных средств. Студенты платили 10 су за уроки с живой моделью. Для сравнения, Симон Вуэ брал 5 су за занятие. Количество учеников стремительно сокращалось.
Английское издание трактата Шарля Лебрена "Выражение страстей души"
Кооперация

К 1651 году финансовое положение вынудило Академию пойти на соглашение с гильдией и изменить правила приема. К голосованию в Академии допускались gardes (смотрители гильдии – самая высшая должность). Дети членов гильдии посещали занятия бесплатно, сторонний студент платил 1 золотой экю. Вновь избранный член Академии должен был пожертвовать 1 картину или статую для «украшения Академии» и оплачивать ее текущие расходы. Размер ежегодных взносов Парламент ограничил 200 ливров.

В 1654 году в Академии возникла проблема. Директор Мартин де Шармуа потерял к ней интерес и был непрочь покинуть свой пост. Выбор стоял между Кольбером, заведовавшим работами в Лувре, и Антуаном Ратабон, отвечавшим за Фонтенбло.

С Ратабоном сотрудничал Шарль Эррар, являвшийся в 1651 году одним из функционеров объединения Академии и гильдии. В 1650-х годах Эррар фактически занимался оформлением всех королевских резиденций.

Благодаря покровительству королевы матери и Мазарини Ратабон кардинально меняет статус Академии. Он заказывает просветительские статьи, в которых описываются достижения Академии и учреждает пенсию в 1000 ливров для 30 призеров Академии. Вместе с тем члены гильдии не получают никаких преимуществ и союз расторгается.
Кардинал Мазарини.
Робер Нантье
В поисках покровителя

С потерей финансовых потоков гильдии Академия начинает искать себе протектора по примеру Академии св. Луки в Риме под покровительством кардинала Франческо Барберини. Этот пост принимает кардинал Мазарини, а вице-протектором становится Пьер Сегье – канцлер Франции (протектор академии наук).

После 1654 года изменяется иерархия в Академии. Помимо 12 профессоров, ранее именуемых старейшинами, которые должны были преподавать по месяцу в году, назначаются четыре ректора. Они наблюдают за профессорами по 3 месяца в году.

С 1663 года должность становится постоянной (ранее назначались в случайном порядке. Кроме того, ректоры и профессоры занимались отбором произведений искусств для короля и его администрации. Взамен академики получали персональные привилегии от должностей и званий до премий и патентов.

С 1655 года Академия получила монополию на образование в сфере живописи и скульптуры. Никакая выставка или модель не могла быть публично представлена без одобрения Академии. Академия решала, какой метод преподавания является верным, имела право запретить преподавание, если процесс происходил ненадлежащим образом, исключение делалось только для частных уроков.

Академия задавала стандарты для работ, посвященных жизни и «героическим деяниям» короля, а также назначала этим работам справедливую цену.

Фактически это прямое указание на героизацию любых образов короля и возложение на Академию полномочий по контролю за этим.

С 1656 года Академия покидает здание Королевского колледжа и перебирается в галереи Лувра.

В период 1655-1662 года из-за смерти профессоров и ректоров Академия начинает испытывать дефицит кадров, 3 ректора берут на себя обязанность по месячному преподаванию.
Власть меняется

В 1661 году умирает Мазарини. Сегье становится протектором. Вице-протектором становится Кольбер. На утро после смерти кардинала мир не узнал короля. Политика просвещенного абсолютизма начинает набирать обороты.

Следующей фигурой, ушедшей с шахматной доски, был суперинтендант финансов Франции. В июле и августе Фуке устраивает два больших фестиваля: в честь четы Орлеанских и в честь короля. Организацией занимается Лебрен. В июле Людовик XIV прибывает в Фонтенбло. Вскоре Фуке будет арестован по подозрению в хищении средств из государственной казны, а Лебрен удачно сменит заказчика.

После конфискации имущества Фуке в пользу короля Лебрен заканчивает оформление Во-ле-Виконт по ранее оплаченному гонорару. Помимо этого Шарль Лебрен выступает главным художником мануфактуры гобеленов, также перешедшей королю.

Волей случая, оказавшись в ближнем окружении монарха, он пишет картину «Распятие ангелами» для королевы матери, за работу «семейство Дария перед Александром», показывающую победу Македонского при Иссе, он удостаивается похвалы, награды, пенсии и звания Первый художник короля. Спустя несколько недель после ареста Фуке Лебрен пишет картину по заказу Кольбера.

С 1661 года начинается расширение Версаля. В 1663 году Сегье оставляет пост и его место занимает Кольбер. С этого момента все работы «для короля» могут выполняться исключительно членами Академии.
Жан-Баптист Кольбер
Стабильность

Статутами 1663 -1664 годов урегулировано количество учеников, которые могут быть у профессоров, как засчитываются часы, проведенные в мастерской преподавателя или в любом другом месте, где преподаватель посчитает нужным проводить занятия. В тексте официальных документов отныне применяется термин «ученик», а не студент («слушатель») как ранее.

Решением короля ежегодное содержание Академии устанавливается в размере 4000 ливров.

Вводится новая должность «советник» академии. Он назначается из числа профессоров. Решением 1666 г. советник ведет все переговоры с королем, с лордом-протектором и доносит их решения до ректоров, судит при распределении премий и устанавливает главные достижения. Стоит отметить, что советник не нес какой-либо ответственности перед ректорами или иными лицами кроме короля.

Первым советником и представителем протектора становится Шарль Лебрен, получая всю полноту власти среди академиков, поскольку именно он отвечает за распределение заказов.

По инициативе Кольбера с 4 июля 1665 года объявляют о проведении публичных выставок работ Академии (1666 г., 1667, 1669, 1671 – объявлена, но не проводилась), в рамках которых академики вели открытые лекции для всех желающих.

В январе 1663 г. организовывается первый конкурс, согласно условиям приз получает ученик Академии, выполнивший наилучший рисунок с модели. Призом являлось бесплатное недельное посещение лекций для первых шести мест и 50 процентов скидки для следующих 6.

Следующий конкурс объявлен Лебреном. В нем упоминается «королевский приз», далее известный как «Grand Prix». Задачей являлась наилучшая интерпретации темы Данаи и золотого дождя.

Со смертью Кольбера 1683 году (до 1690 г.) пост директора академии официально занимает Лебрен.
Шарль Лебрен
Что почитать

C 1648 г. по решению Шарля Лебрена выпускалось два, так называемых реестра, один регулярный и велся в формате журнала, второй больше и роскошно оформленный, для освещения наиболее значительных достижений Академии (первый охватывает период февраль 1648 – июль 1655 гг., следующий 1681 – 1719 гг .).

Обязанности по ведению регулярного реестра возлагались на секретаря. Этот пост был официально учрежден в 1650 г.. Его занимали Анри Тестелин (1650-1681 гг.) и Николя Герин (1681-1714 гг.). Секретарь отвечал также за ведение всех архивов Академии.

На базе их записей были изданы две работы: «Описание создания Королевской Академии живописи и скульптуры» (1707-1708 гг.) - на базе архивов Герина (опубликована под название «Mémoires pour servir à l'histoire de l'AcademieRoyale de Peinture et de Sculpture depuis 1648 jusqu'en 1664») и «Описания Парижа, Версаля, Марли, Медона, Сен Клу, Фонтенбло и всех других прекрасных особняков и шато в окрестностях Парижа» (1742 г.) - по архивамТестелина («Description de Paris, de Versailles, de Marly, de Meudon, de S. Cloud, de Foutainebleau, et de toutes les autres belles maisons et châteaux des environs de Paris»).

В 2018 году на английском языке опубликована работа Кристиана Мишеля – современного исследователя Королевской академии живописи и скульптуры(Michel Christian «The Académie Royale de Peinture et de Sculpture: The Birth of the French School, 1648–1793». – The Getty Research Institute Los Angeles 2018).

Made on
Tilda